Церемономания

“ЗД” завалена списками, бюллетенями, анкетами, вопросниками. MTV да МузТВ — двух общенациональных телевизионных музвещателей как прорвало. Они почти разом, наперегонки, толкаясь натруженными творческими локтями в узком и хлипком нашем музэфире, объявили об учреждении собственных премий и о грядущих в связи с этим церемониях. Мало их (премий с церемониями) у нас, понимаешь, до того было. “ЗД” теперь приходится разрываться — не хватало нам своей ZD Awards, так всем захотелось комиссарского тела и авторитетного мнения: кого, мол, вы считаете лучшими из предложенных в списке. Вот и строчим налево-направо. Не забыть бы кого.


“Первый музыкальный” (МузТВ) обогнал конкурентов на вираже, назначив свою церемонию на месяц раньше. Апологеты национальной музыкальной идеи, как бы подчеркивая единоутробную связь с возлюбленным народом, устраивают 5 июня сущее народное гулянье в гигантском “Олимпийском”; забугорные же музинвесторы, словно подчеркивая свою непростоту и вселенскую значимость, будут куртуазно стиляжничать и недешево понтоваться в пафосном Гостином дворе 11 июля.

Вся эта непростая идеологическая подоплека отразилась в нюансах идентичных названий двух новоявленных премий-церемоний. Идентичных — на первый взгляд. “Ежегодная национальная телевизионная премия в области популярной музыки “МузТВ-2003” — ласкает слух благодушной овацией задушевной песне года. “Ежегодная церемония вручения наград за достижения в области современной музыки, производства музыкальных видеоклипов, а также за вклад в развитие индустрии российского шоу-бизнеса “Музыкальные награды MTV Россия” — хоть и более многословно и сумбурно, но отдает все же цепкостью деловой хватки народившегося у нас капитализма и звериного оскала “ненашего” империализма — “индустрия”, “бизнес”, тыры-пыры. Музыкально-рыночный подход, короче. “Музон”, “прикиды”, “фишки”, “мульки” — все, от чего млеют подчас наивные восторженные модники, — лишь двигатели торговли, призванные “рубить капусту” и загребать “немерено бабла”. Шоу-бизнес. Вот и на церемонии MTV будут “отмечены наиболее яркие отечественные и зарубежные исполнители, а также музыкальные произведения, пользующиеся широкой популярностью у российской молодежи и (что самое главное. — “ЗД”) задающие тон развитию индустрии современной музыки... способствующие активному продвижению России на мировом музыкальном рынке”.

Продвижение — очень хорошо. Но выбирать изначально предлагается не из тех, кого хочется, а лишь из тех, кто уже ротировался на MTV не менее 50 раз. Ротировались там, стоит заметить, далеко не все, и не то что одни гении, но достаточно популярные в народе артисты. С точки зрения “международных продвижений” они, может, и несильны. Но выбор получается урезанный, совсем не западно-либерального образца и полностью противоречащий тезису о “широкой популярности”... Зато гарантируется страшный международный резонанс, приводятся в пример аналогичные локальные МТV-церемонии в Японии, Азии и Латинской Америке. “ЗД” долго чесала репу, но никого из “продвинувшихся” оттуда припомнить так и не смогла. “Нацкадры”, вроде Рики Мартина, “Las Ketchup” и наших “Тату”, обзавелись известностью совсем другим макаром... И потом: “все подсчеты будут осуществляться MTV”. Здесь уж сильно икнулось — не потому, что у MTV рыльце в пушку, оно, возможно, кристально, как лик младенца, но кто это подтвердит из “независимых источников”, о которых те же европейцы с америкосами страшно пекутся, когда у нас, например, устраивают какой-нибудь чеченский референдум. Здесь же, извините, не опросы горцев, а виднейший международный “contest”, престиж, продвижение, развитие индустрии и все такое...

В этом смысле “Первый музыкальный” (МузТВ), конечно, обскакал конкурентов, широким жестом предоставив право подсчета голосов независимым аудиторам. Номинация “чистые ручки” хоть и формально, но выиграна всухую. От концепции церемонии “МузТВ-2003” благообразно не веет индустриально-шкурной подоплекой: “Премия выражает миссию канала донести до российского зрителя близкие его мировоззрению музыкальные направления, представив самых популярных артистов и песни”. “От улыбки станет всем светлей...” Чего гоняться за расфуфыренным журавлем в международном воздушном пространстве, когда вот она в руках — родная теплая синичка, такая близкая и ласковая. Конечно, шоу без бизнеса нынче не бывает, но и кичиться явно шкурным интересом не подобает. Ведь искусство-с... Тонкие материи. Святая к музыке любовь. “Мировоззрение” да еще “близкое” — вот что главное, а не “сорок плюс сорок — рубль сорок”. Русская душа — она ведь широкая, лиричная и загадочная, она не любит лобовых атак... Метода выбора номинантов тоже народна, как и политика “первого музыкального”. Гранд-жюри не сунули под нос, как олухам несмышленым, заранее заготовленный список, а дали полную свободу в определении номинантов — хоть “ротировавшихся”, хоть “неротировавшихся”, — которые затем и станут объектами всенародного волеизъявления. Нет в списках разве что заграничных кандидатов — но это, пожалуй, естественная прерогатива MTV и по большому счету единственный для него плюс в таблице сравнений премиальных начинаний двух каналов.

Динамика их рейтингов в последние месяцы опровергла устойчивое убеждение в том, что публика наша бесконечно млеет от заграничной масс-культуры. Своя рубашка ближе к телу. Объявление церемоний совпало у двух главных телевизионных музвещателей страны с диаметрально противоположными тенденциями: творческой стагнацией на MTV, исходом оттуда популярных передач и ведущих — и фонтанирующим расцветом идей и персоналий на МузТВ. К уже именитым ликам Оскара Кучеры и Авроры, идущих ныне нарасхват не только в своих ток-шоу, добавились новые имена, самым знатным из которых оказался легендарный Роман Трахтенберг, прославивший ненормативным “Шоу грязных эстетов” на всю Россию занюханную питерскую забегаловку “Хали Гали”. Залпами “февральской революции” стали 8 новых проектов, 3 сериала и объявление церемонии “МузТВ-2003”.

Гонка за голоса музизбирателей в самом разгаре. На кону — российский шоу-бизнес и перспективы “его продвижения”. Направление пока уточняется...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру