Окно дипломатии захлопнулось

Итак, настал “момент истины”, по определению президента Буша. Пока вереница дипломатов и их помощников следовала в зал заседаний Совета Безопасности ООН на свое утреннее закрытое заседание, представители США, Англии и Испании объявили собравшимся репортерам, что их правительства решили не ставить на голосование свою резолюцию.

Вашингтон не смог обеспечить 9 голосов для своего ультиматума Багдаду. Недаром один из советников Буша заявил еще до отлета с Азор: “Наберем необходимые голоса или нет — это все равно. Дипломатический процесс закончится в понедельник”.

В сложившейся ситуации есть прямой парадокс: нападение одной страны — члена ООН (США) на другую (Ирак) является нарушением и международного права, и Устава ООН. Положение Устава об индивидуальной обороне в случае с Ираком никак не применимо. Неприменима здесь и новая, явно гегемонистская, “доктрина Буша”, предусматривающая право Вашингтона на превентивную войну, если противник готов вот-вот нанести удар по Соединенным Штатам. Изворачиваясь, Кондолиза Райс, помощник президента по национальной безопасности, заявила, что угроза со стороны Ирака находится “где-то посередине” от нападения на США. Смехотворный аргумент! Абсолютно прав ее предшественник на этом посту в администрации Клинтона Сэм Берджер, утверждающий, что все шаги Вашингтона были направлены не на разоружение Ирака, а на легитимизацию войны против него.

* * *

Текст президентского послания нации готовился спичрайтерами Буша еще на борту ВВС-1 во время поездки на Азоры. “Окно дипломатии захлопнулось”, — сказал один из них. Ожидалось, что Джордж Буш будет говорить из Овального кабинета Белого дома, но он выступил, стоя перед пюпитром в коридоре, ведущем в парадный Восточный зал. Символика смены декораций носила двойной характер. Из Овального кабинета объявляют войну. Буш же выступал пока что с ультиматумом. И здесь президент озвучил наконец условия капитуляции: Саддам Хусейн и его два сына должны покинуть Ирак в течение 48 часов. В противном случае начнется военное вторжение. О характере ультиматума было уже известно. Его неожиданность заключалась лишь в том, что предложение убраться было сделано лишь отцу и сыновьям, а не всей придворной камарилье, как это ожидалось. Сделано это было умышленно — в целях расколоть правящую верхушку Багдада, оторвать ее от семьи диктатора, а в лучшем случае даже и стравить с ней.

В заключение Буш вновь обратился к “согражданам американцам”. Он говорил об угрозе терроризма и мерах безопасности и провозгласил: “Пусть Бог по-прежнему благословляет нас!” На Бога надейся, но и сам не плошай. В стране объявлено о введении положения “High Risk” — “Высокого риска”. В палитре риска это оранжевый цвет. Подозрительных высылают из страны. Губернаторы штатов приводят в боевую готовность Национальную гвардию. В поле зрения бдящих попала даже популярная кантри-группа “Дикси Чикс” — “Девочки из Дикси”. В понедельник во время гастролей в Лондоне одна из “чикс” сказала, что ей, техаске, стыдно, что ее президент тоже из Техаса. После такого заявления американские радиостанции как по команде перестали транслировать песенки “Девочек из Дикси”, то есть с Юга. В Техасе, Луизиане и других штатах Юга диски “Девочек из Дикси” давят гусеницами тракторов и топчут ногами...

Первые комментарии к выступлению Буша сходятся в одном: Саддам Хусейн откажется уйти, и через 48 часов президент США уже из Овального кабинета сообщит urbi et orbi, что американские войска вступили в Ирак.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру