Не наша война

В четверг утром начнется война. Американцы начнут штурмовать Ирак. Мир изменится бесповоротно. И что бы там ни говорили разнообразные аналитики, никто точно сказать не может — хорошо это будет или плохо. И любые нравственные оценки, как и оценки экономические, сейчас недорого стоят. Мы поймем истинную цену событий только тогда, когда они окажутся в прошлом. До сих пор и сторонники, и противники конфликта занимаются по сути дела спекуляцией.

Но уже сейчас можно сказать, что свою “предвоенную” партию Россия исполнила весьма неплохо. С одной стороны, она не поддержала американцев и тем самым сохранила нормальные отношения с арабским миром. Это важно. Потому что потенциальная “экстремистско-мусульманская угроза” для нашей страны гораздо опаснее, чем для американцев. В составе России есть целые республики, которые могут легко превратиться в очаг напряженности не меньший, чем Чечня. И в условиях, когда реальные возможности России не так велики, а ее вооруженные силы в очень плохом состоянии, ссориться с арабами — нет никакого смысла. Да, чеченские боевики, как и все террористы в мире, в основном существуют на саудовские деньги. Но именно особые отношения с рядом арабских стран, сохранившиеся еще со времен СССР, позволяют нашей стране хоть в какой-то степени нивелировать угрозы с Ближнего Востока.

С другой стороны, мы не рассорились и с американцами. Наши отношения с Вашингтоном по-прежнему остались гораздо лучше, чем у американцев — с немцами и французами. Говоря образно, Россия “просидела на заборе” все последние месяцы, не сползая ни в одну, ни в другую сторону. Это была, наверное, самая правильная линия. В любом случае, это не наша война. И очень похоже, что эта борьба за мир, которая расцвела во всем левом мире, — тоже не наша.

С точки зрения экономики война вряд ли окажет на Россию такое роковое воздействие, как предполагают многие. Интересы наших компаний в Ираке на самом деле абсолютно не совпадают с интересами нашей страны. Их основной бизнес — совместное воровство с иракской верхушкой. По программе “Нефть в обмен на продовольствие” Ираку в обмен на нефть разрешено через посредников покупать по специальным спискам товары. И они покупаются нашими компаниями, только в десять раз дороже, чем того стоят.

Естественно, иракские руководители, которые одобряют подобные списки товаров, имеют за это “откат налом”. Возможно, часть этих денег они используют на контрабандные закупки того, чего нужно их армии. Но в любом случае все эти наличные доллары в Россию никак не приходят, а остаются на личных счетах за границей.

Потенциальный раздел иракских месторождений — тоже недорого стоит. Очевидно, что Хусейн использует эти договоры для лоббирования своих политических позиций в разных странах. Строго говоря, наши нефтяные гиганты нужны ему не для того, чтобы разрабатывать нефть, а для того, чтобы кто-то мог давить на Правительство России в кризисных ситуациях. Впрочем, и сами нефтяные компании, получившие концессии в Ираке, понимали, что пока у власти Хусейн — их концессии недорого стоят. Поэтому в их разработку не было вложено ни доллара. Есть желание сохранить свои позиции и после Хусейна, но это совсем другая игра.

Отдельный вопрос — цены на нефть. Их немедленное падение, которое приведет к бюджетному краху России, — явное преувеличение. Минимум полтора-два года Ирак будет восстанавливать свои нефтеэкспортные возможности. Кроме того, огромное заблуждение, будто Ирак после Саддама и после отмены санкций сможет намного увеличить добычу. Строго говоря, и сейчас Ирак поставляет процентов 70 от своих возможностей. Иордания, Курдистан, Турция практически открыто живут за счет контрабанды иракской нефти. Это все знают и на это закрывают глаза, потому что это позволяет стабилизировать ситуацию в регионе.

К тому же сверхвысокие цены на нефть для российской экономики совсем не благо. Наша нефть рентабельна при цене 12 долларов за баррель, при 14 долларах — прибыльна. В свое время экономисты рассчитали, что наиболее благоприятная цена для России — 18—22 доллара. Так как именно при этой цене могут развиваться не только нефтедобывающие отрасли, но и остальная промышленность. При цене 37 долларов за баррель, которая стоит сейчас, шанс на развитие имеют только 5—7 сверхкрупных нефтяных компаний. По большому счету, они могут купить всю страну. И для политической и экономической ситуации это очень плохо. Строго говоря, попытки правительства каким-то образом проводить осмысленную валютную политику тоже очень ограниченны. Слишком много валюты приходит из-за рубежа. А это автоматически означает, что рубль крепнет, и все наше производство — кроме нефтянки — становится неконкурентоспособным. Импортные товары неизбежно заполнят наши прилавки. Так что падение цен на нефть для всей России — вещь полезная. Тем более что у нас доходы от нефти имеет вовсе не весь народ.

Отдельная проблема — нравственная. Довольно забавно смотреть, как наши леваки-интеллектуалы, задрав штаны, бегут за западными учителями. Те же самые люди пару лет назад одобрили бомбардировку в Югославии. По большому счету, разницы между двумя войнами — никакой. Универсальные ценности, ради которых можно пренебречь государственными суверенитетами, либо существуют, либо нет. Саддам — мерзавец ничуть не меньший, чем Милошевич. И он измывается над иракскими детьми уже в течение десятилетий. Поэтому вполне вероятно, что лучше ужасный конец в виде войны, чем ужас без конца от саддамовской диктатуры.

И мировые пацифисты очень напоминают своих российских собратьев, которые считают, что даже из-за угрозы распада страны не стоило начинать вторую чеченскую кампанию. Легко быть пацифистами, не имея никакой ответственности. Легко, находясь в белых перчатках, оплевывать тех, кто принимает хоть какие-то решения. Тем более что борьба за мир может прикрыть полный провал социал-демократической экономики, как это происходит в Германии.

Очевидно, что в целом мусульманско-ближневосточный узел требует решения. Вряд ли это решение может быть найдено на пути “умиротворения”. Потому что люди, которые взорвали Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, реально хотят другой цивилизации в мире. Да, видимо, Саддам не имел к этим террористам отношения. Но в любом случае делать что-то надо. В каком-то смысле американцы взялись выполнить грязную работу за всех. И весь вопрос даже не в том — этично или неэтично их поведение. А в том, правильно они рассчитали последствия или нет. Если правильно, то плакать о Саддаме не стоит.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру