Мани—манят

20 марта 2003 в 00:00, просмотров: 204

По приблизительным оценкам независимых экспертов, совокупный бюджет клубов российской премьер-лиги составляет около 200 млн. евро. Если сравнить это число с совокупным доходом мюнхенской “Баварии” или мадридского “Реала”, оно не столь велико, как может показаться на первый взгляд. Если говорить конкретнее, то оборот 16 наших ведущих команд вполне вписывается в рамки тех же самых “Баварии” и “Реала”, вместе взятых. Однако стоит заметить, что благосостояние российских футбольных клубов растет из года в год, и сегодня уже оно вполне сопоставимо со среднеевропейскими стандартами. Если в начале 90-х даже лучшие клубы России были не в состоянии удержать футболистов, искавших счастье в Финляндии или Израиле, то нынче желающих ехать на заработки в эти страны уже не видно.

Напротив, ярким подтверждением тому явилось нынешнее межсезонье: вполне уважаемые в Европе, да и не только в ней футболисты с большой охотой едут на заработки в Россию. Чех Ярошик куплен армейцами за 3,7 млн. евро. Бразилец Соуза обошелся самарским “Крылышкам” в 3,5 млн. Немалых денег стоили “Сатурну” южноамериканские легионеры...

Масштабность предпринятых прошедшей зимой трансферных сделок является косвенным подтверждением не только возросших амбиций клубов премьер-лиги, но и все возрастающих их возможностей.

Откуда же берутся немалые даже по меркам средних футбольных клубов Европы деньги? 5 из 16 команд нашей премьер-лиги находятся на балансе местных (краевых, областных, городских) администраций. “Сатурн”, “Рубин”, “Черноморец”, “Алания”, “Уралан” всецело зависят от губернаторов и градоначальников.

Три клуба подчинены предприятиям и коммерческим структурам. Скажем, московское “Торпедо” неразрывно связано с олимпийским комплексом “Лужники”. “Шинник”, что характерно, является структурным подразделением Ярославского шинного завода. Ростовский экс-“Ростсельмаш” с недавних пор нашел поддержку в лице крупнейшего производителя табачных изделий с берегов Дона. Особняком в ряду лучших клубов, представляющих периферию, стоит волгоградский “Ротор”, по сути являющийся частной собственностью Владимира Горюнова, создавшего клуб еще в конце 80-х годов.

Большая часть московских команд обрела организационно-правовую форму акционерных обществ разного типа. В таком, самом привлекательном, на мой взгляд, виде существуют ЦСКА, “Спартак”, “Динамо”, а также питерский “Зенит”. Вместе с тем стоит заметить, что в том же “Зените” основным акционером является отраслевое подразделение РАО “Газпром”. Динамовцы получают внушительные субсидии от корпорации “Юкос”. Да и “Спартак” не обходится без внушительной поддержки “Лукойла”.

Вообще стоит заметить, что в последнее время футбол стал вотчиной сырьевых гигантов. Помимо уже перечисленных компаний в премьер-лигу внедрился “Норильский никель”, возродивший в новом виде зиловское “Торпедо”. А “Сибирский алюминий” уже на протяжении последних двух лет является полноправным хозяином самарских “Крыльев Советов”. Более того, возглавляемая Романом Абрамовичем “Сибнефть” имеет, по последним данным, серьезные виды на ЦСКА.

Отдельно стоит сказать о чемпионе России “Локомотиве”, который находится на пути к формированию идеального на первый взгляд акционерного общества открытого типа. В планах президента клуба Валерия Филатова не только привлечение средств со стороны Московской железной дороги, но и создание собственной самой внушительной на российском пространстве футбольной инфраструктуры.




Партнеры