Единица в зачетке

...Студентам РУДН с недавних пор приходится думать не только о традиционных зачетах и экзаменах, но и об учебных кредитах. Нет, деньги здесь ни при чем — это специальные баллы, которые начисляются за прослушанный курс лекций или посещенный семинар. К концу обучения каждый рудээновец должен набрать некое количество кредитов (по-другому — зачетных единиц), иначе не видать ему диплома как своих ушей. В скором времени подобная система студенческой аттестации может быть введена в большинстве российских вузов. Иначе дипломы наших высших учебных заведений никогда не признают в Европе...

В сентябре в Берлине состоится конференция, на которой министры образования европейских стран будут решать, станет ли Россия 32-м участником Болонского процесса. Речь пойдет о том, будут ли признаваться на Западе дипломы российских вузов. Министры-капиталисты посовещаются и вынесут приговор: пускать наши университеты и академии в Европу или же пока с этим погодить.

Честно говоря, шансов у нас немного: европейцы отнюдь не горят желанием открывать двери перед отечественными вузами. Что понятно: рынок образования напрямую связан с рынком труда. А конкуренты, тем более сильные, никому не нужны. Сегодня российский выпускник с дипломом какого-нибудь тамбовского университета вряд ли сразу найдет работу по специальности (если, конечно, он не физик-ядерщик и не крутой программист) в той же Германии или Франции. Тамошние работодатели хорошо знают и уважают дипломы лишь грандов отечественного образования: МГУ, Бауманки, МИФИ, Санкт-Петербургского университета и некоторых других. Претенденту на место инженера или менеджера скорее всего посоветуют пройти дополнительную учебу в местном университете. И только после этого, имея признанный диплом, он сможет рассчитывать на хорошую работу.

Для большинства тамошних молодых людей подобной проблемы давно не существует: в 1999 году европейские страны подписали Болонскую декларацию, установив единую систему получения высшего образования и взаимное признание дипломов. “Болонский” студент может учиться в любом западном вузе — главное, набрать соответствующее количество кредитов. Отзанимался три года, накопил баллы — получай степень бакалавра, еще через два-три года можно уже претендовать на магистра с докторской степенью. И неважно, в каком учебном заведении ты грыз гранит науки, — Болонская декларация сегодня объединяет 31 европейскую страну и более 1100 высших учебных заведений. Можно менять вузы хоть каждый семестр — система накопления кредитов везде одна и та же. С “болонским” дипломом выпускника без проблем примут на работу в любой европейской (и не только) стране. Это существенно увеличивает мобильность студентов, преподавателей и специалистов, позволяет гибко реагировать на изменение рынка труда.

Российские же вузы пока практикуют собственную систему оценки знаний. Вместо европейской двухуровневой (бакалавр—магистр) у нас принята трехуровневая система получения высшего образования (бакалавр—специалист—магистр). В вузе можно учиться и 4, и 5, и 6 лет. Качество образования при этом очень и очень разнится: одно дело столичные университеты, и совсем другое — областные институты. Дипломы же везде выдают практически одинаковые — государственного образца. Именно это обстоятельство больше всего смущает европейских чиновников- “образованцев”.

— В России очень много вузов, — дал общую оценку ситуации первый секретарь представительства Европейской комиссии в России Ронан МакАнгуза. — Нам хорошо известны университеты Москвы, Санкт-Петербурга, об остальных мы почти ничего не знаем — практически отсутствует информация. Отсюда создается впечатление, что качество знаний в главных вузах страны и всех остальных очень разнится. Единственный способ развеять наши сомнения — принять в России систему гарантии качества обучения.

Ректоры крупнейших отечественных университетов предлагают другое решение проблемы: вообще отказаться от государственных дипломов и перейти на принцип: у каждого учебного заведения свой диплом. Такой подход практикуют в большинстве стран мира. Тогда вузы будут сами заинтересованы в хороших знаниях выпускников — иначе их документы не признают на рынке труда. В лидеры, конечно, выбьются далеко не все, зато учебным заведениям средней руки будет на кого равняться и к чему стремиться. В США, например, более трех тысяч колледжей и университетов, однако только около 200 имеют высокий уровень и международный статус.

— Диплом государственного вуза перестал быть индикатором качественного образования, — считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, — его можно купить в переходе метро. За очень небольшие деньги — 250 долларов в год — можно поучиться пару семестров, потом сдать экстерном выпускные экзамены и получить документ о высшем образовании. Псевдообразование очень вредит тем вузам, которые работают честно.

По мнению Ярослава Ивановича, “большим” вузам не нужен никакой Болонский процесс — их выпускники, если захотят, и так найдут хорошую работу на Западе. А вот вузам-середнячкам как воздух необходимо признание Европейским союзом их дипломов — иначе им не на что рассчитывать.

С ректором “Вышки” солидарен и ректор МГУ Виктор Садовничий. Он полагает, что российская университетская система превосходит зарубежную, и ее главное достоинство — упор на фундаментальные знания.

А формальное признание Европой абсолютно всех российских дипломов только дискредитирует нашу систему образования:

— Авторитет диплома должен поддерживаться качеством знаний, репутацией и маркой вуза, — считает Виктор Антонович.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру