Новый бензиновый беспредел

21 марта 2003 в 00:00, просмотров: 214

Судя по всему, наши народные избранники в преддверии выборов окончательно потеряли всякое представление о реальности. Достаточно проследить их, так сказать, “законотворчество”, скажем, за последний год, чтобы понять, что Госдума занимается чем угодно, только не экономическим развитием страны.


Сколько копий было сломано вокруг летних поправок в Налоговый кодекс, которые существенно повышали акцизы на бензин и, самое главное, меняли порядок его сбора, что в свою очередь привело к тотальному росту цен в этом году! Поправки были подготовлены и внесены самым безобразным образом, коренные изменения в ключевой отрасли экономики — производстве нефтепродуктов — прошли через нашу безбожно продажную Думу буквально за считанные недели.

В итоге последствия оказались более чем удручающие. О росте цен на бензин, который, в свою очередь, потащил очередной виток инфляции, говорили все кому не лень. А вот как в новых условиях поведут себя крупные производители, то бишь наши нефтяные олигархи, мало кто задумался. А они повели себя в полном соответствии с законами рынка: рентабельность производства бензина упала на порядок, соответственно только экспорт стал кое-как покрывать эти издержки, — бензин автоматически подорожал, и произошел его отток с внутреннего рынка. И самое смешное: сбор бензинового акциза упал еще до вступления в действие этих поправок — то есть результат прямо противоположен ожидаемому.

Теперь вспомнили о том, что вскоре нужно сеять, убирать, и вообще лето. В правительстве посмотрели на цены, посчитали, сколько государству придется переплатить за льготное горючее для аграриев, — и поняли, что никакого профицита не напасешься. И вновь подготовили проект поправок, которые в очередной раз через колено переломают нефтянку. На этот раз — в Закон “О таможенном тарифе”, который должен отменить предельную величину таможенной пошлины на экспорт сырой нефти. По извращенной логике законодателей, если нефтяникам выгоднее экспортировать нефть, то нужно сделать так, чтобы это им стало невыгодно. Тогда в стране нефти будет залейся: хочешь не хочешь, а будешь, товарищ олигарх, выпускать дешевый бензин.

А вот не будут. И нужно быть абсолютно тупым, чтобы этого не понять. Понятно, что наша Дума любое дерьмо переработает в законопроект, особенно если его сверху посыпать зеленью. Но ведь господа из правительства считают себя очень умными — так зачем подкладывать в депутатское корыто очередную пакость для народа?!

Смотрите, что произойдет, если сейчас резко повысить пошлины на российскую нефть. Война в Ираке и без того в ближайшие дни обрушит цену российской нефти на международных рынках до уровня 22—24 доллара за баррель (это почти официальные оценки; сами нефтяники считают, что цена на ближайшие месяцы установится в районе 18 долларов). Вчера Касьянов почти в два раза поднял таможенные пошлины на экспорт нефти до сорока с лишним долларов за тонну. Расходы же на добычу одной тонны нефти в России колеблются в пределах 12—15 долларов. Плюс червонец на транспортные расходы. Таким образом, доход нефтяной компании составит порядка 25 долларов с тонны. С этой суммы нужно еще уплатить нефтяной акциз, подоходный, единый социальный налог, налог за пользование недрами. И все остальное.

Как себя в этих условиях поведет олигарх? Сократит экспорт? Нет, нефтяные компании сократят добычу нефти до уровня, который будет оправдывать издержки на поддержание в рабочем состоянии оборудования и всей структуры компании. И будет так вести себя, пока не изменится рыночная конъюнктура. И как вы думаете: государство получит в два раза больше экспортных доходов? Нет, оно получит фигу с маслом. В этой связи хочется особо сказать о действиях Касьянова, подписавшего двукратное увеличение экспортных пошлин: это нужно было делать как минимум в ноябре, когда папа Буш еще только начинал грозить Ираку. Вот тогда государство могло получить несколько лишних миллиардов долларов в виде таможенных сборов. Сегодня же, наоборот, надо понижать пошлины — только тогда мы сможем сохранить средний уровень собираемости комплекса нефтяных налогов. Более того, в нефтянке существует четкий критерий уровня таможенных пошлин: они должны быть чуть ниже средней доходности от продажи нефти на международном рынке. Стоит чуть-чуть превысить этот показатель, как нефтекомпании начинают автоматически свертывать добычу. В итоге страдает государственный бюджет, который недоберет налогов. И если вы искренне считаете, что Касьянов не понимает этого, то плюньте мне в глаза.

Однако вернемся к бензину. Больше нефти на свои НПЗ нефтяники в этих условиях не направят. И вот почему. Есть такой профессиональный термин, как “глубина” переработки. Он показывает, насколько эффективно можно с каждой тонны нефти получить различные продукты: бензин, мазут, полимеры и прочую химию. Так вот, в России только один НПЗ, глубина переработки которого выше 70 процентов. У всех остальных крупных НПЗ этот показатель колеблется от 50 до 60 процентов (для сравнения: средний показатель в мире — 85—90 процентов). Иными словами, почти половина добытой нефти практически не используется. Это значит, уровень рентабельности производства бензина зависит не от количества нефти, а от уровня издержек и налогов, не говоря уже о технологии. То есть любой здравомыслящий государственный человек озаботился бы не тем, как снизить экспорт нефти, а как сделать производство бензина более выгодным.

Это как минимум, а максимум — необходимо заставить (просто заставить, тщательно продуманным пакетом законов, по принципу кнута и пряника) нефтяников модернизировать производство, навести порядок в своих компаниях. И делать это нужно целенаправленно, в течение нескольких лет, чтобы нефтяники были уверены, что завтра не начнется предвыборная чесотка у очередного министерства и оно не засунет в Думу очередной законопроект, резко меняющий ситуацию на рынке. Но это, к сожалению, пока из разряда утопических мечтаний. А пока наличие сверхпослушной Думы привело лишь к тому, что министерства и ведомства начали засыпать ее или откровенно вредительскими, или просто дурацкими законопроектами.

В данном случае произошло и то и другое. Летом одно министерство руками Госдумы наломало дров с бензиновыми акцизами. А весной уже другое министерство (которое, судя по всему, очень сильно разбирается в нефтяной отрасли) пытается загнать эту ситуацию в очередной тупик, сокращая нефтяной экспорт. Так что смело можно прогнозировать сокращение бюджетных доходов, как следствие — дефицит на социальные расходы, который будет усугубляться предвыборным годом (как известно, выборы у нас — самая внушительная строка государственных и внебюджетных расходов). Дорогие бюджетники — врачи, учителя и прочие госслужащие, — готовьтесь к очередным задержкам зарплат, к инфляции и падению курса рубля (то есть ваша зарплата будет обесцениваться). Бензина в стране точно больше не станет; более того, если сейчас на внутреннем рынке наблюдается некий переизбыток топлива, то теперь, вполне возможно, появится его дефицит из-за общего падения рентабельности отрасли. А следовательно, цены на бензин вновь подрастут...




    Партнеры