Трепет без шока

ПОЧЕМУ НАЧАЛО ВОЙНЫ БЫЛО ТАКИМ ВЯЛЫМ?

Андрей ПИОНТКОВСКИЙ, директор Центра стратегических исследований:

— Настоящая война еще не началась. Это же ведь еще не та массированная операция, которая предшествует наземной. Насколько я понимаю ситуацию, решение об утренних налетах, об ударе примерно сорока крылатыми ракетами, было принято буквально за несколько часов, оно не планировалось заранее. Похоже, что появилась оперативная разведывательная информация, скорее всего с помощью средств электронного слежения, о передвижениях высшего руководства Ирака, включая Саддама Хусейна. И эта информация показалась достаточно убедительной для того, чтобы ею воспользоваться. Это так называемая “подвернувшаяся цель”, и американцам показалось, что можно таким способом решить многие вопросы. Насколько это было удачно — трудно судить.

Через час после налета в эфире появился Саддам, и мне он показался каким-то странным: казался старше и проще, чем тот человек, которого мы привыкли видеть. Но ведь давно известно, что у него есть множество двойников, и сам по себе этот факт еще ничего не значит. Тем более текст его выступления был довольно общим и не привязанным к утренним событиям — он мог быть записан и раньше... Но скорее всего Саддам еще жив. Спонтанная попытка уничтожить руководство не удалась, а настоящая война начнется чуть позже. В пользу этой версии говорит и тот факт, что этот налет был неожиданным для англичан: не было никакого заявления Блэра.



ЧТО УДИВЛЯЕТ В ПОВЕДЕНИИ АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ?

Виталий ШЛЫКОВ, член Совета по внешней оборонной политике:

— Что меня смущает, так это совершенное отсутствие в этой операции элемента неожиданности для иракцев. Ничто пока не мешает Саддаму начать поджигать нефтяные вышки и поля, а это уже будет экологическая катастрофа, от которой весь мир содрогнется. Новое современное оружие — конечно, хорошо, но в такой ситуации оно не поможет: тут нужна была высадка десанта вокруг нефтяных полей, действия сухопутных и специальных войск, а ничего этого не произошло. Можно было достичь тактической внезапности, начав бомбардировку на несколько часов раньше. А то, что ждали истечения срока ультиматума, что фактически было объявлено время начала военных действий, — все это напоминает войны XIX века...



ПО КАКОМУ СЦЕНАРИЮ ДАЛЬШЕ ПОЙДЕТ ВОЙНА?

Президент Академии военных наук, генерал армии Махмуд ГАРЕЕВ:

— Точно не по сценарию предыдущей войны в Персидском заливе. Например, боевые действия начались не с массированных бомбардировок и ракетных залпов, а с небольшого числа предупредительных ударов. Белый дом таким образом надеется убедить мировое сообщество в своего рода гуманитарном характере начавшейся акции. Дескать, мы даем возможность мирному населению Ирака уйти из страны, а вам — присоединиться к антисаддамовской коалиции.

Тактика иракской армии тоже претерпела изменения. Военные не собираются воевать в пустыне, где их легко поразить. Скорее всего, главные бои развернутся в городах. С военной точки зрения бои в городе имеют свои минусы — там затруднены управление войсками и организация взаимодействия. Но главное — в таких схватках больше всего страдает мирное население. Саддам, похоже, готов и к этому. Его цель — сковать действия американских морских пехотинцев и предотвратить блицкриг. В США это знают и постараются выманить иракцев на открытые пространства. Параллельно Америка использует свой излюбленный прием: подкуп и перетягивание на свою сторону людей из ближайшего окружения Хусейна, в первую очередь — его военачальников.



ЧТО ИРАК ПРОТИВОПОСТАВИТ БОМБАРДИРОВКАМ?

Академик Академии военных наук, генерал-майор Валентин РОГ:

— Пока в Ираке не нарушено государственное и военное управление, есть что противопоставить. Во-первых, рассредоточение войск, которое они хорошо изучили. Во-вторых, максимальное использование своей боевой техники (в основном советского производства образца 80-х годов). В иракской армии имеются зенитно-ракетные комплексы “С-75” и “С-125”, а также боевая авиация — “МиГ-21”, “МиГ-23”, а возможно, и более современные “МиГ-29”. Другое дело, насколько эффективно они будут применяться. По опыту войны 91-го, когда с 17 по 19 января союзники нанесли 7 массированных авиаударов, в том числе 5 — ночью, был сделан вывод: иракские летчики оказались не готовыми к ведению боевых действий в темное время суток и сложных метеоусловиях. Скорее всего этот опыт был учтен при обучении пилотов. Если они смогут противостоять американским и английским летчикам, а иракские ЗРК начнут сбивать крылатые ракеты “Томагавк”, война пойдет вопреки сценарию США. Многое будет зависеть от помехозащищенности зенитно-ракетных комплексов Ирака. Если американцам не удастся своими средствами радиоэлектронной борьбы вывести ЗРК из строя, крылатые ракеты “Томагавк” с дальностью пуска 1500—2500 км иракцам реально сбить на подлете к цели — примерно в 100 километрах.

Что такое “Томагавк”? Тот же беспилотный самолет, только меньшей поверхности. Он доступен для иракских ПВО, особенно если “Томагавки” запускать с большим интервалом. Но серии крылатых ракет — скажем, шести штукам, выпущенным за минуту, — солдатам Саддама уже нечего противопоставить...



КАКАЯ СУДЬБА ЖДЕТ ХУСЕЙНА?

Константин КОСАЧЕВ, зампред думского Комитета по международным делам:

— У меня есть очень серьезные основания полагать, что США несколько раз имели возможность расправиться со своим “врагом №1” — бен Ладеном. Но США продолжают ловить его по всему миру, используя незавершенность ситуации как повод для того, чтобы держать на максимуме накал антитеррористической кампании.

С Саддамом скорее всего ситуация повторится. В ближайшее время он как бы исчезнет, растворится в воздухе. США удовлетворятся тем, что произвели смену политического режима в Ираке. А Хусейна — вне зависимости от того, где он будет находиться, — станут разыскивать и ловить. И целями будущих “антитеррористических” операций США, очевидно, станут сначала другие государства региона Персидского залива, имеющие большие запасы нефти (Саудовская Аравия, Иран). А потом дело дойдет и до более отдаленных регионов...

— Ходили слухи, что Саддам готовит себе убежище в Белоруссии...

— Мне кажется, этот вариант практически исключен. Лукашенко не будет принимать решений такого масштаба, не проконсультировавшись с РФ. А появление Хусейна в союзной нам Белоруссии крайне осложнило бы международные позиции России.

— Где же тогда может спрятаться от американцев Хусейн?

— Совершенно точно это будет страна, занимающая столь же жесткую антиамериканскую позицию, как Ирак. Таких государств достаточно много в районе Персидского залива.

Военные возможности США и Ирака несопоставимы, поэтому операция не займет больше месяца, по моим прогнозам. Я думаю, Саддам прекрасно понимает, что его режим обречен. Погибать вместе со своим режимом он не захочет. Как любой диктатор, он не станет дожидаться конца, как только поймет, что ситуация стала совершенно бесперспективной.

Акрам ХАЗАМ, руководитель московского бюро телеканала “Аль-Джазира”:

— Некоторые говорят, что у Саддама Хусейна есть большие деньги, возможности спрятаться во многих странах мира, спасти свою семью… Но так говорить могут только те, кто не знает характера Хусейна. Бежать он не будет. И я исключаю возможность того, что даже будет пытаться тайком спасти свою семью, хотя технически это действительно возможно.

Если американская операция будет успешной, скорее всего Хусейна попытаются сразу уничтожить. Но возможно и то, что его возьмут в плен и так же, как и Милошевича, объявят преступником и отдадут на растерзание какому-нибудь международному суду. Впрочем, сам Саддам Хусейн, как я думаю, в плен сдаваться не станет и будет сражаться до конца — пока не погибнет.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру