Я шагаю по Берлину

В этом году, видимо, в связи с наступившим годом России в Германии, на Берлинском кинофестивале особое внимание уделили нашему кинематографу. В программе “Новое русское кино” — кроме больших картин — “Кавказского пленника” Сергея Бодрова-ст., “Бригады” Алексея Сидорова, “Кавказской рулетки” Федора Попова, “Гололеда” Михаила Брашинского — показывали короткометражки молодых. По три показа на каждого. Всех их привез новый отборщик по Восточной Европе Николай Никитин. А в каталоге наши оказались где-то между Новой Зеландией и ЮАР. Понятно, что виноват алфавит, но все же обидно. У Юрия Морозова, Славы Росса и Лизы Скворцовой впечатления самые разные. Правда, все они сходятся в одном: впервые организованная студенческая программа Berlinale Talent Campus была выше всяких похвал. Там отметились Дэннис Хоппер, Спайк Джонс, Майк Фиггис и Энтони Мингелла.

О своих впечатлениях рассказывают сами молодые режиссеры.

“Мясо”

Вячеслав Росс

ВГИК, мастерская В.Хотиненко, 4-й курс


В названии “Мясо” есть что-то сорокинское, отпугивающее, а между тем картина снята во вполне традиционной эстетике советской киношколы. Красиво, но достаточно жестко она рассказывает о жизни, которая перекручивает людские судьбы, как мясо в мясорубке.


ИДЕЯ Один человек рассказал мне, что в детстве, когда не было игрушек, он играл всадниками, вырезанными из пачек “Казбека”. Так родилась идея этого фильма — черные всадники на фоне белоснежной подушки. А потом я начал задумываться: если есть “Казбек”, значит, этому мальчику кто-то приносил пустые пачки...

ЦЕНА ВОПРОСА “Мясо” стоило $ 8000. Фильм окупится наверняка: прибыль от короткометражного кино — это прежде всего продажа на телевидение. И у нас, и на Западе картиной уже интересовались.

ФЕСТИВАЛИ Фильм заметили на вгиковском кинофестивале, где она получила призы за лучшую работу художника, оператора, а мне дали приз за лучший монтаж. Потом был фестиваль в городе Лодзь, где лента получила бронзовую награду, и “Дух огня” в Ханты-Мансийске, где мы получили специальный приз жюри. И, наконец, Берлин.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ Я был несколько удивлен и растерян, когда смотрел конкурс короткометражек кино: очень много картин, где я не понял даже критериев отбора. Неприятно поразило огромное количество картин об однополой любви.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО В этом году на кинофестивале проводился Berlinale Talent Campus, в нем участвовали 500 молодых кинематографистов из разных стран, интересные мастер-классы — например, Деннис Хоппер вел мастер-класс “Create or die” (“Твори или умри”). В Ханты-Мансийске на фестивале дебютов я познакомился с Занусси, он мне сказал: “Вы имеете право снимать кино”.

ЧТО ДАЛЬШЕ Есть задумки на полнометражный проект, теперь нужен толковый сценарист...

“Старичок с ноготок”

Юрий Морозов, Александр Карпиловский

Школа-студия А.Митты

Представляет Юрий Морозов:


Немного жестокая и грустная история о мальчике, который смог найти себе друзей и обрести жизненную гармонию и философию взрослого человека на одном из московских кладбищ.


ИДЕЯ Сценарий я написал на предыдущем Берлинале, на салфетках в баре. Рядом сидели подвыпившие немцы и стали меня расспрашивать, что я делаю с ручкой и бумагой. Я ответил, что пишу сценарий короткометражного фильма, который покажут на следующем фестивале. Снимали мы его вместе с Сашей Карпиловским (который в “Границе” Александра Митты сыграл роль рядового Васютина и поставил несколько эпизодов. — Ред.): он всегда славился своей способностью работать с детьми.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ Уже несколько лет говорят о том, что в конкурсе Берлинского фестиваля нет российских фильмов, а ведь раньше он был практически просоциалистическим. Сейчас изменился подход к короткометражкам: раньше они демонстрировались перед большими фильмами, и так или иначе зрители их видели. В этом году их показывали отдельно, при огромном количестве фильмов сложно найти время на короткометражную программу.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО После Берлинале прислали два-три факса, приглашают на фестивали короткометражек. Вот и весь результат.

ЧТО ДАЛЬШЕ С Сашей Карпиловским собирались после “Старичка” снимать большую картину, потом сериал, но в результате к фильму пока не дописан сценарий, а в сериале у нас ушла натура. Это была рождественская история, мы хотели снимать ее в Киеве. Саша сейчас работает как актер, я снимаю сериал по заказу правительства Москвы, которое захотело получить умилительную историю. Он называется “Марфа и ее семеро щенков”. Овчарка ощенилась и принесла семь щенков, мы рассказываем историю каждого.

“Подожди, пожалуйста”

Елизавета Скворцова

ВГИК, мастерская компьютерной графики и анимации А.Горленко и В.Колесниковой


Трогательная, нежная история, рассказанная всем понятным языком рисованной анимации, заставляет задуматься о добре и зле, о жизни и смерти и, конечно же, о любви. Только мультипликационные работы умеют затрагивать подобные темы так, что становится грустно и светло.


ИДЕЯ Изначально у меня был свой сценарий сказки, но немножко нетрадиционный: четыре сюжетные линии к концу сливались в одну. Мастер предложил сделать что-то более простое и показал мне сказку Горького: она оказалась очень близка настроению моего первого варианта. И тоже о любви.

ФЕСТИВАЛИ Я уже ездила по фестивалям с двумя своими фильмами. Поначалу это кажется здорово, а потом понимаешь: ну сколько можно пить и сколько можно смотреть! В конце концов, начинаешь вести праздный образ жизни и превращаешься в тупое дерево.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО НУЖНО В Берлине я была всего три дня, жила отдельно и была разочарована. Но в Кампусе я познакомилась со всеми, и, возможно, из этих знакомств потом получится что-нибудь полезное.

ЧТО ДАЛЬШЕ На РЕН-ТВ делаю анимационный сериал про семью Дятловых, очень смешной (а-ля Симпсоны). Одна серия идет 26 минут — ужасно долго. Есть, конечно, и авторские планы, но не стоит говорить о фильмах, которые еще не сделаны.

ДЕЛЬФИН, НАРКОТИКИ И НИЖНЕЕ БЕЛЬЕ

Отечественное кино давно требовало притока свежей крови. После длительной агонии киноиндустрии и ее начавшегося возрождения нашему кинематографу требовался кадровый скачок. Принципиально иной, невгиковский подход к кинопродукту. После того как все попытки бывших советских режиссеров создать кассовое кино с треском проваливались, продюсеры схватились за голову. И из этой “головы”, подобно Афине Палладе, выполз рижский режиссер Руслан Бальтцер со своей молодежной комедией “Даже не думай”.

“Даже не думай” — картина о простых ребятах, которые решили забить на все большой болт и неплохо навариться. Их цель по определению оправдывает средства, а потому в фильме нет ни грамма морализаторства. Трое парней: Марат (Алексей Алексеев) — продавец видеокассет, Белый (Алексей Панин) — актер-бухарик и Ник (Сергей Мухин) — трусливый каратист — порывают со своей прошлой жизнью и идут “на дело”. Сначала они грабят местных бандитов, потом, вместе с примкнувшим к ним Лео (рэпер Дельфин), чокнутым наркоманом, обкатывают жадных до валюты арабов, а затем уже, при помощи старого комитетчика, которого блистательно играет Андрей Панин, участвуют в освобождении гениального ученого Тараканова (Игорь Ясулович) из лап наркодельцов. На последней операции четверо друзей наваривают аж сто тысяч гринов. И это далеко не предел.

Режиссеру удалось по-доброму посмеяться над самыми модными кумирами 90-х: Квентином Тарантино (“Криминальное чтиво”) и Гаем Ричи (“Карты, деньги, два ствола”, “Большой куш”). Благодаря чему в фильме появился настоящий драйв — то, чего так не хватало нашему кино. И вот этот драйв, подкрученный хип-хопом и накачанный анимационными скриншотами, — штучка не для чайников. Руслан Бальтцер, режиссер всего “безобразия”, до проекта “Даже не думай” даже и не думал о режиссерской карьере. Он впервые оказался на съемочной площадке и сразу сел в режиссерское кресло. Кстати, в первый же день то самое кресло под ним с треском и развалилось. Но Руслан в приметы не верит, поэтому и пошел до конца. Он прошел съемки, монтаж и озвучание словно огонь, воду и медные трубы. И теперь представляет свой фильм российской публике.

“Даже не думай” — продюсерское кино, и главный здесь — человек с кошельком. Сейчас идет активное создание бренда “Даже не думай”. Как рассказал продюсер Сергей Грибков, уже запущена серия стильного нижнего белья в качестве рекламы: у девочек спереди написано “Даже не думай”, а сзади — “Наш чемпион”, а у мальчиков — наоборот. Картина стартует в 40 залах в Москве и в 150 по стране. Надо отметить, что продюсерам так понравились идеи режиссера, что сейчас уже заканчивается производство другого фильма по его сценарию — “Мечтать не вредно”. А впереди — “Даже не думай-2” и много чего еще.

ОХОТА НА ОБОРОТНЕЙ

Сколько в мире уже наснимали про оборотней-чудовищ всякого кино — видимо-невидимо! Это только наши режиссеры до поры до времени не проявляли к ним интереса. И вот досадный пробел в отечественной киноиндустрии решил исправить молодой режиссер Василий Сериков, снявший мистический детектив с завораживающим названием “Притяжение”.


Рецепт таких фильмов достаточно прост: берем нескольких персонажей, отправляем их в XIX век, добавляем немного детсадовской жути и для верности приглашаем какую-нибудь звезду. Звездой “Притяжения” стал народный герой, известный музыкант Гарик Сукачев. Правда, в фильме Серикова он совсем не поет. Зато — скачет на лошади, стреляет из пистолета и распутывает сложнейшее в истории отечественной криминалистики дело. Герой Сукачева — что-то среднее между Эрастом Фандориным и Порфирием Петровичем, только заниматься ему приходится куда менее благородными вещами — например, охотой на оборотней.

В картине Серикова люди, как обычно и бывает, гибнут за металл. Сюжет фильма вертится вокруг легенды о несметном богатстве старого барина и его малолетних наследников. А оборотень, даром что главный герой, появляется только в конце фильма — вполне себе симпатичный компьютерный звереныш. Только подобные трюки в нашем кино по-прежнему выглядят безнадежно дешево. А так — добро побеждает зло (не без участия Сукачева, естественно). К счастью, обошлись без лишних сантиментов — и то хорошо.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру