Слабительное для правительства

Вчера в бывшем особняке Рябушинских состоялся “круглый стол”, посвященный стратегии развития России.

“Круглый стол” проводил Союз правых сил, и для него это была прежде всего презентация программы, разработанной к выборам. Но вместе с Немцовым в ее обсуждении приняли участие и такие люди, как Глазьев, Ходорковский, Авен, Ясин и зам. министра экономики Дворкович. Поэтому с самого начала все ждали “кровопролитных стратегических” боев.

Однако их не последовало. Открыл “стол” Ясин, который заметил, что долгосрочная стратегия для России так и не предложена. Была попытка Грефа, но она закончилась ничем. Немцов провозгласил три базовых принципа СПС: эффективное государство, конкурентная частная экономика, индивидуальная свобода. И коротко объяснил, какие первоочередные меры надо принять. В политическом плане — превратить Совет Федерации в полноценный институт, сенаторов избирать прямым голосованием. Срочно реформировать армию, которая не в состоянии сейчас защитить суверенитет России. Модернизировать систему финансирования здравоохранения. Гарантировать свободы граждан, не допустить оцерковления образования и государства.

Но главная изюминка экономической части стратегии правых на удивление во многом совпадала с выступлениями других участников, включая непримиримого левака Глазьева. По мнению Немцова, необходимо дальнейшее снижение налогов. Условия для этого можно создать за счет “изъятия сверхприбылей у нефтяных олигархов”. Наша нефть прибыльна при 14 долларах за баррель. Поэтому Россия, как и большинство других нефтедобывающих стран, должна изымать все сверхприбыли после того, как цены за баррель нефти преодолевают планку в 23 доллара. Немцов сказал: “Высокие цены на нефть действуют на правительство как снотворное. Уж лучше было бы — как слабительное”.

С этим Сергей Глазьев согласен практически стопроцентно. Вернее, даже больше чем на 100 процентов. Ведь то, что он предлагает, — по сути национализация отрасли. Но главный спор между Глазьевым и Немцовым в том, как делить деньги. Глазьев считает, что изъятые богатства должны перераспределяться через бюджет и вкладываться в другие, якобы перспективные отрасли. Но, по мнению правых, ни к чему, кроме как к дальнейшему воровству чиновников, эта схема привести не может. Еще больше денег будут распределять госслужащие, еще больше возможностей появится у них признать “перспективным” то или иное производство. Поэтому главная цель “нефтяной ренты” (по Глазьеву) или “изъятия сверхприбылей” (по Немцову) — не просто промышленная политика, а “создание кислородной подушки” для дальнейшего проведения структурных реформ. Понижение налогов приведет к выходу большей части экономики из подполья.

Нефтяной магнат Михаил Ходорковский впрямую с этим тезисом не спорил, но указал, что большая часть сверхприбылей изымается коррупционерами всех рангов и мастей.

По результатам “круглого стола” было решено создать постоянно действующие семинары, которые могли бы детально разрабатывать реформы. Но все-таки самым интересным стал очевидный консенсус самых разных политических сил — Россия не может пропустить исключительно благоприятный момент сверхвысоких цен на нефть. И изъятие сверхприбылей — по сути та национальная идея, вокруг которой можно объединить и левых, и правых.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру