Во глубине Hорильских руд

Раньше люди ехали сюда, чтобы заработать на квартиру, машину, дачу. Сегодня появилась и другая мотивация — сделать карьеру. Проницательная молодежь сообразила: путь на вершину карьеры лежит через Норильск. Точнее, через горно-металлургическую компанию “Норильский никель”. Почему — понятно.

При одном только упоминании этих в общем-то простых слов — “Норильский никель” — западные партнеры России заметно оживляются. Для них за этими словами стоят цветные и драгоценные металлы: платина, никель, медь, палладий, кобальт, без которых существование цивилизованного общества уже немыслимо (“Норильский никель” является одним из крупнейших в мире производителей этих металлов). Но главное — школа, пройти которую можно только здесь.

...Читатели “МК” никогда не пасовали перед громкими именами. Так что когда к нам в редакцию приехала заместитель генерального директора компании “Норильский никель” Ольга ГОЛОДЕЦ, первым вопросом был: “Как попасть к вам на работу?”

Молодежь рвется в Норильск

— Я заканчиваю институт, опыта работы нет. Вы можете принять меня на работу?

— У нас есть две программы для молодежи, не имеющей опыта работы. Одна называется “Рабочая смена”, она нацелена на тех ребят, которые заканчивают профессионально-технические училища, вторая — “Стажер” — для молодых специалистов. Мы запустили их в прошлом году, потому что поняли: те знания, которые дают сегодня учебные заведения, на 100% запросам компании не отвечают. Набрали уже 250 и 150 человек соответственно.

— Что меня ждет?

— Сначала пройдете экзамены, тесты и собеседования. В зависимости от результата вам установят индивидуальную программу и конкретный срок обучения, прикрепят наставника. Максимальный срок учебы — 8 месяцев. Справились ли вы со стажировкой или по каким-то причинам не можете работать в компании, решает комиссия. Кроме того, на предприятиях, расположенных в Норильске, сегодня действует очень серьезная программа для молодых ребят “Лидер”. С ее помощью мы будем растить кадры для успешной работы в развивающихся подразделениях компании.


— Виктор, студент-выпускник Государственного университета управления. Слышал, что при поступлении к вам на работу нужно пройти тест на коэффициент умственного интеллекта. С чем это связано?

— С требованиями, которые предъявляет компания. Для каждого рабочего места — свои требования в зависимости от компетенции, предусмотренной должностной инструкцией.

— Сколько баллов нужно набрать?

— Система сложная, она учитывает баллы за интеллект, другие оценки. Для молодежи это в первую очередь результаты практики на производстве.

— Практика оплачивается?

— По программе “Стажер” ребята получают 10—12 тысяч рублей в зависимости от специальности и места работы. По “Рабочей смене” стипендия составляет 6—8 тысяч рублей.

— Набор идет в течение года постоянно?

— Да.


— Скажите, а товароведы смогут устроиться к вам?

— Такой профессии у нас нет. Зато у нас есть целый список дефицитных специальностей. Его можно найти, если обратиться на наш сайт www.nornickel.ru. Там указан путь к поиску вакансий. Сегодня, например, нам нужны энергетики и специалисты-железнодорожники, инженеры...

— А моего друга — он электросварщик — возьмете?

— Пусть ваш товарищ возьмет на нашем сайте телефон или адрес электронной почты консультанта по найму персонала, пришлет свое резюме, и если его специальность нам подходит — с удовольствием его ждем. Каждый год мы набираем около полутора тысяч человек.

Почем никель для народа?

— С вами говорит пенсионерка Калугина Раиса Федоровна. Стаж работы 42 года. Отражается ли стаж на пенсии ваших работников?

— Проблема пенсии, особенно для пенсионеров-северян, очень сложная. Сегодня, несмотря на то, что люди работают всю жизнь, от государства они все равно получают пенсию, не превышающую 2400 рублей. К сожалению, это никак не связано с теми средствами, которые наша компания отчисляет в Пенсионный фонд.

— Значит, доплат не существует?

— “Северных” доплат от государства нет. Но мы разработали свои социальные программы для пенсионеров. Например, сейчас у нас в Заполярном филиале в Норильске есть программы “Шесть пенсий”, “Корпоративная пенсия” и “Солидарная корпоративная пенсия”. Корпоративная пенсия добавляется к государственной, это еще в среднем 3800 рублей. Она зависит от стажа и от должности работника. По программе “Шесть пенсий” людям выплачивают в течение трех лет 6-кратную надбавку к пенсии. Средний размер солидарной корпоративной пенсии — около 4,5 тысячи рублей. Такая пенсия дает работнику социальную защиту на всю жизнь и обеспечивает ему на материке достойную старость.


— Бывший работник “НК” Булгаков Владимир Аркадьевич. Отработал в Норильске 18 лет. Из них 11 лет — на руднике “Ангидрит”. С 1981 года по льготе вышел на пенсию. “Северные” надбавки мне не платят. Говорят, ждите до 55 лет. С чем это связано?

— В такой ситуации, как и вы, сегодня оказались все “северные” пенсионеры. Это связано с российским законодательством, которое мы изменить не в силах.

— Я получаю 1900 рублей. Обидно.

— Действительно обидно. Думаю, скоро, может быть, даже в этом году, ситуация будет исправлена. Сегодня многие работодатели ставят вопрос о повышении государственной пенсии “северным” пенсионерам. Правительство в курсе проблемы.

Кто стоит за забастовкой?

— Александр. Работал в электронной промышленности. Слышал, у вас рабочие бастовали. Велики ли потери предприятия от таких действий рабочих?

— Наши рабочие не бастовали и не поддержали идею забастовки, выдвинутую отдельными лидерами профсоюзов.

— Значит, впредь на забастовки можно внимание не обращать?

— Дело не в забастовках, дело в атмосфере внутри трудового коллектива. Понимаете, не должно быть на предприятии ситуации, когда люди оказываются недовольны своей работой, или не хотят работать, или когда что-то их не устраивает. Если такие звоночки есть, это проблемная ситуация, с ней нужно работать.

Нас, как я уже сказала, хотели вовлечь в серьезную конфликтную ситуацию. Однако конференция трудового коллектива практически единогласно проголосовала против забастовки. Люди понимают свою ответственность за предприятие и за то место, которое оно занимает в Красноярском крае и в России. Рабочие проголосовали за стабильность. Предприятие работает стабильно.

— Ну, слава богу. А много народа у вас работает?

— На предприятиях группы “Норильский никель” занято 84 тысячи человек. Непосредственно в Норильске — 60 тысяч.


— Евгений Смычков. Правда, что у вас высокие заработки и зарплата выплачивается регулярно?

— Да. Зарплата регулярная и абсолютно легитимная — “конвертной” зарплаты (когда деньги платят в конвертах) у нас нет. В среднем в 2002 году наши рабочие получали более 24 тысяч рублей в месяц. Заработок высококвалифицированных рабочих Заполярного филиала в Норильске существенно выше: работники металлургических профессий 5—6-го разряда получали больше 34 тысяч рублей, рабочие горно-металлургических специальностей — более 39 тысяч.


— Давид Борисович Терский, бывший военный. В советское время надбавки за работу в Заполярье и на Крайнем Севере были существенными. Как обстоят дела сейчас?

— Мы сохранили надбавку за работу на Крайнем Севере, но выплачиваем ее за счет собственных средств. Коэффициент за работу на Крайнем Севере составляет для Норильска 2,6:1,8 — районный коэффициент, еще 0,8 — за стаж работы в неблагоприятных климатических условиях.


— Олег Сергеевич, врач-гинеколог. Нет ли среди работников “Норникеля” социального расслоения?

— Мы уважительно относимся к каждому сотруднику нашего предприятия. Социальная политика компании предусматривает достойную оплату всем категориям работников. Наши рабочие получают одну из самых высоких зарплат в России. Кроме того, рабочие имеют право раз в три года бесплатно поехать в отпуск и отдохнуть по льготной путевке в санатории. За счет компании люди регулярно проходят профилактические медосмотры и лечение. Недавно одного работника направили на лечение за границу, потому что в России лечить его не брался никто. Такое отношение к людям гарантирует компании социальную стабильность.


— Сергей Александрович, инженер-электрик. Существует ли риск в работе на вашем предприятии? Я имею в виду технику безопасности, много ли средств на нее выделяется?

— Охрана труда — это тема номер один в компании. Производство очень сложное. Риск есть. У нас разработана специальная программа по охране труда. В прошлом году на охрану труда компания выделила 1,8 миллиарда рублей. Этот вопрос и в дальнейшем останется для нас одним из приоритетных.


— Владимир Андреев. Знаю, что у работников Севера большой отпуск — два месяца. Но я посмотрел, сколько стоит перелет, например, из Норильска в Анапу. На него же уйдут все отпускные! Предприятие как-то решает эту проблему?

— У нас есть специальная целевая программа, с помощью которой каждый работник, работающий в условиях Крайнего Севера, может воспользоваться льготой: ему дорогу на отдых оплачивает предприятие в соответствии с условиями коллективного договора. В прошлом году на организацию перелетов только из Норильска и в Норильск мы потратили больше 710 миллионов рублей, зато на материке отдохнули 66 тысяч человек. Это работники предприятия и их семьи. То же самое будет и в этом году.

— Вы оплачиваете перелет любому, независимо от должности?

— Естественно. Программа распространяется на всех работников.


— Занимается ли “Норильский никель” переселением своих сотрудников и предоставлением жилья?

— От программы непосредственного предоставления жилья мы отошли. Нам кажется, это нерационально. У каждого человека есть свое представление о жилье.

Кто-то хочет жить на 1-м этаже, кто-то на 5-м, кто-то — в городской квартире, кто-то в деревенском доме. Лучше, когда подбором жилья занимаются профессиональные риэлторы. Многие люди, работая в Норильске, параллельно строят свой дом на материке. Пятнадцать человек из ста ежегодно покупают на материке квартиры. Мы же по различным программам выплачиваем серьезные средства, которые помогают человеку в адаптации на новом месте и обеспечивают достойную старость.


— Инна Аркадьевна, домохозяйка (трое детей). Как вы помогаете семьям с детьми?

— Есть несколько программ. Одну из них в народе ласково называют “Мамочки” (официально “Материнское право”). Благодаря ей сотрудницы Заполярного филиала в Норильске могут воспитывать своего ребенка до 7 лет и получать материальную помощь в размере 10—12 тысяч рублей. Этой программой сегодня пользуется более двух тысяч мам. Особую заботу мы проявляем по отношению к детям-сиротам. Кроме того, организуем подарки детям сотрудников к 1 сентября, к Новому году и другим праздникам, организуем детские утренники.

Платиновой дорогой идете, товарищи!

— Николай Сержиков. Сейчас стало модным ходить во власть. Губернатором Красноярского края стал Хлопонин, губернатором Таймыра выбрали тоже бывшего вашего работника Бударгина. Это что такое — экспансия “Норникеля” в органы государственной власти?

— Просто люди, которые прошли школу “Норильского никеля”, выделяются. Не только потому, что “Норильский никель” занимается много обучением и профессиональным ростом своих кадров, а потому, что сама среда создает условия для ярких личностей. Школу “Норильского никеля” прошли многие. Эти люди заметны.


— Елена из Москвы. Как вы попали в компанию? Какое у вас образование?

— Я окончила Московский государственный университет, экономический факультет, защитила в НИИ труда диссертацию. А на “Норникель” попала ординарно, через рекрутинговое агентство: меня туда пригасили на собеседование. Прошла конкурсный отбор в компании и стала работать.

— Не жалеете?

— Нет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру