Огурцы в скафандре

“Нет, нет, никакой речной рыбы! Что? Волжские судак и лещ в собственном соку? Ни в коем случае, — капризничал французский космонавт при подготовке к 27-й экспедиции на станцию “Мир”. — Пардон муа, только куриное мясо...”

“А я не могу привыкнуть к вашей гречневой каше, как вы только ее едите”, — недоумевал словацкий покоритель космоса.

Наши с американцами не отставали: то творог с орехами им подавай на орбите, то грудинку, и непременно в соусе барбекю. Золотой век космонавтики, да и только.

Увы, в будущем гастрономическим капризам космонавтов придет конец. Как только космические аппараты ринутся покорять дальние планеты, придется питаться тем, что Бог пошлет, а точнее тем, что вырастет на борту своего судна.

Циолковский мечтал о бананах

Но как же вырастить в космосе ту культуру, что необходима? Ведь часто злаковые или картофель и на Земле не дают хорошего урожая, а тут еще и невесомость...

Как выяснилось, космическое растениеводство существующее чуть ли не с самого начала космической эры. Циолковский еще в 1883 году высказал мысль об автономной системе жизнеобеспечения человека в космическом корабле за счет фотосинтеза растений. Одними из очень перспективных культур для космоса он считал банан и… водоросли. В своей научно-фантастической повести “Вне Земли” он описал 2017 год и полет вокруг нашей планеты международной космической станции с оранжереей на борту. Правда, основатель увеличив ее размеры до тысячи квадратных метров.

— Какие там квадратные метры, тем более тысячи! — сокрушается один из главных в стране специалистов по космическому растениеводству, ведущий научный сотрудник Института медико-биологических проблем РАН, доктор биологических наук Маргарита Левинских. — Нам до этого еще очень далеко. Самая последняя наша оранжерея “Лада”, которую мы отправили на Международную космическую станцию в прошлом году, имеет посевную площадь 23 на 15 см. Сделать ее больше пока невозможно. Разве что при полете на Марс космическая “нива” будет увеличена до больших размеров.



В космосе заложена гороховая плантация

Тем не менее ученым уже сейчас есть чем похвастаться. Они смело могут предложить для длительных полетов проверенные в невесомости пшеницу “Апогей”, которая в свое время на станции “Мир” дважды давала урожай зерна, и японскую капусту мизуну.

— Долгое время пшеница на “Мире”, — рассказывает Левинских, — не давала зерна. Во всем был виноват газ этилен. Его выделяли многочисленные технические конструкции станции и даже сами космонавты (этилен — продукт обмена веществ человека). Для плодоносящих видов растений он превращался в мощное противозачаточное средство, стерилизуя пыльцу.

Когда выбрали сорт, устойчивый к этилену, пшеница в космосе стала плодоносить, а довольные результатом ботаники переключились со злаковых на овощи. Лучшим “живым витамином” для дальних космических полетов оказалась листовая салатная капуста под названием мизуна, очень популярная в Китае и Японии. Во-первых, она очень неприхотлива — не требует больших затрат света, во-вторых, у нее очень короткий период созревания. Уже через 3—4 недели полета на “Мире” ее остроконечные сочные листья с удовольствием уминали одни из первых космических огородников А.Калери и С.Залетин. Мизуна первой освоила и Международную космическую станцию, где дала отменный урожай во время полета экипажа МКС-5.

Кстати, для наших ребят капуста оказалась не только вкусной едой, но и средством психологической разгрузки. “Знаете, сколько удовольствия доставляет эта яркая зелень на борту! — делился после возвращения на Землю командир МКС-5 Валерий Корзун. — Обычные листочки, а радуешься, как будто впервые видишь. Заканчивается работа, сразу летим к оранжерее”.

Правда, для того чтобы зелень могла радовать космонавтов, им надо только следить, чтобы все датчики, контролирующие температуру, влажность воздуха, освещение и даже содержание кислорода и углекислоты в воздухе, были исправны. Остальной уход за растениями “Лада” осуществляет сама.

Очередное растение-космонавт — карликовый горох, семена которого были высажены в космическую оранжерею 6 марта бортинженером МКС-6 Николаем Будариным, — уже успело дать дружные всходы. Его урожай космические плантаторы ожидают не раньше мая.



Полетав над Землей, рыбы отказались плавать

А как же насчет водорослей и бананов, за которые ратовал Циолковский? До бананов, по словам Маргариты Левинских, дело еще не дошло, а вот водоросли в космос уже летали.

На дворе был 1989 год. В ИМБП вовсю трудились над космическим аквариумом. Ученые соорудили трехлитровую герметично задраенную емкость с подсветкой и наполнили ее водой и хлореллой. А чтобы было кому поедать излишки зеленой массы, в космопруд запустили вдобавок еще и рыбок. На первых порах в “отряд космонавтов” записали самых простых — обычных аквариумных гуппи. “Космонавток” оказалось шестеро, причем все “на сносях” (этого требовали задачи эксперимента).

Аквариум был помещен в биоспутник и благополучно запущен на орбиту. Две недели рыб мотало по космическим просторам. За это время водоросли успешно развивались, снабжали рыб кислородом и едой. А те, в свою очередь, успели выметать и слопать всех появившихся на свет мальков и... разучиться плавать.

Для рыб очень важна ориентация в пространстве, — говорит Маргарита Левинских, — они четко должны осознавать, где верх, где низ. В космосе эти понятия совершенно стерлись, и бедные гуппи едва не сошли с ума. Чудом было , что они вообще выжили! Правда, смотреть на них было жутковато. Они были словно придавлены ко дну аквариума и перемещались по нему как змеи — ползком. Увы, эксперименты с рыбами из-за финансов отложили до лучших времен.

Сейчас ученых из ИМБП волнуют более реалистичные проблемы — через год-другой, начнется снаряжение первого марсианского пилотируемого судна. С растениями, которые будут расти на его борту, вроде бы определились.

Американцы для межпланетных полетов составляют свои списки. В первую очередь голосуют за сою, пшеницу и овощи, а японцы удивили всех, включив в список необходимых человеку растений рис, сою, салат и... землянику.

Впрочем, по мнению Левинских, время размышлений и составлений космических меню уже прошло. Пора учиться реально выращивать в невесомости тот же горох, капусту. Что и делают сейчас сотрудники института под руководством директора ИМБП РАН Анатолия Григорьева.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру