Саддам почти не виден

...В 11.15 по вашингтонскому времени Белый дом сообщил, что президент Джордж Буш наделил командующего “коалиционными” войсками в Ираке генерала Томми Фрэнкса полномочиями начать генеральный штурм Багдада по своему усмотрению...

Приблизительно в то же самое время багдадское радио оповестило весь мир, что в полдень с обращением к иракскому народу выступит президент Саддам Хусейн.


Вторая новость произвела всеобщую сенсацию: наконец-то будет дан исчерпывающий ответ на вопрос вопросов — жив или мертв багдадский диктатор? Ровно в 12.00 на экранах телевизоров появился министр информации Ирака Мохаммед Саид Саххаф. Но вместо того чтобы, как прежде, предоставить слово Саддаму, он сам зачитал его обращение. Оно весьма напоминало изложенное языком прозы стихотворение Константина Симонова военных лет “Убей его!” Вот только вместо немцев речь шла об американцах, а священная война носила название “джихад”. Обращение носило эмоциональный характер и содержало сильные религиозные обертоны. Саддам призвал свой народ убивать захватчиков “на каждом шагу, при каждой встрече” и жертвовать ради этого своими жизнями, прокладывая путь в рай. Свое обращение Саддам завершил здравицей в честь джихада Ирака и Палестины.

Трудно сказать, какое впечатление произвело на Ирак обращение Саддама. Но Америку оно разочаровало. Не своим содержанием или формой, а формой подачи. Поскольку Хусейн вновь выступил в роли человека-невидимки, вопрос об его статусе — жив он или отдал концы? — по-прежнему завис в воздухе. Реакцию Белого дома его пресс-секретарь Ари Флайшер охарактеризовал как “ироническую”. А в общем эта реакция была сформулирована в двух словах: “Пусть покажется!” Через небольшой промежуток времени на экранах иракского и ливанского телевидения возникли один за другим вице-президент Ирака Рамадан и вице-премьер Тарик Азиз. И хотя они говорили “живьем”, то есть в эфире, их выступления мало кого заинтересовали. Единственным местом, достойным внимания, была фраза вице-президента о том, что если американцы найдут в Ираке оружие массового разрушения, то оно будет подкинуто ими самими в провокационных целях. Эта фраза заслуживает внимания вот почему — не готовят ли иракские правители себе алиби на случай нахождения ОМР на иракской территории? Пока оно еще не найдено, несмотря на концентрированные усилия спецназовцев, занимающихся исключительно этим делом.

На “базаре сплетен” пошли слухи о переговорах по перемирию. Вашингтон их категорически отверг: только безоговорочная капитуляция режима Саддама! Отчасти эти слухи связывают с тем, что известный негритянский общественный деятель и проповедник Джесси Джексон и другие американские религиозные лидеры собираются отправиться в Багдад, чтобы добиться освобождения пленных джи-ай. Пока неизвестно, разрешит ли Вашингтон такой вояж. Но зато уже известно, что вице-президент Дик Чейни в Азию не полетит. Причина — война в Ираке. Но злые языки шутят, что старину Дика напугал новый азиатский грипп, сильно заразный, против которого бессильны все современные антибиотики.

* * *

А вот госсекретарю США Колину Пауэллу, бывшему солдату и генералу, не раз нюхавшему порох, страх неведом. Поэтому он решил совершить перелет через океан и побывать в столицах Турции и Бельгии — Анкаре и Брюсселе. “В чем же его бесстрашие?” — можете спросить вы. Конечно, не в том, что в Анкаре его ждут трудные переговоры с турками, не пожелавшими предоставить Вашингтону свою территорию для вторжения в Ирак. Главная опасность Пауэллу угрожает во внешне мирном Брюсселе, знаменитом своими кружевами и капустой. В Брюсселе Пауэлла могут арестовать и судить как военного преступника.

Запоздалая первоапрельская шутка? Отнюдь...

18 марта семь иракских семей подали в бельгийский суд на бывшего президента США Джорджа Буша-старшего, на нынешнего вице-президента США Ричарда Чейни, бывшего во время первой войны в Персидском заливе (1991 год) министром обороны, на нынешнего госсекретаря США Колина Пауэлла, бывшего тогда председателем Объединенной группы начальников штабов США, и на генерала Нормана Шварцкопфа, командовавшего в 1991 году американскими войсками в Ираке. Иракцы, приехавшие в Брюссель, заявились в грандиозный Дворец справедливости и предъявили вышеперечисленной четверке обвинения в том, что благодаря ее акциям они лишились своих детей, погибших во время операции “Буря в пустыне”, а конкретно во время бомбежки гражданского убежища аль-Амирия в Багдаде.

Но при чем тут Бельгия и ее суд? А вот при чем. В 1993 году бельгийский парламент принял закон о так называемой универсальной юрисдикции. Он был направлен против “тяжелых нарушений международных прав человека”, где бы они ни произошли. Бельгийские парламентарии проголосовали за этот закон под свежим впечатлением от резни-геноцида в Руанде, бывшей бельгийской колонии. Этот закон уникален, поскольку не увязывает совершенное преступление с самой Бельгией — ее территорией или гражданами. Уже в первые годы функционирования закона в бельгийские суды обратились курды с жалобой на Саддама Хусейна, травившего их смертельными газами, иммигранты из Кубы, обвинявшие Фиделя Кастро в нарушении прав человека, и израильтяне, обвинявшие в терроризме Арафата. И хотя никто из вышеперечисленных господ не предстал перед Фемидой, довольны были все, ибо состоялась гражданская — политическая казнь над этой троицей.

И дело дошло до Буша-старшего, Чейни, Пауэлла и Шварцкопфа. Госсекретарь, узнав, что адвокаты истцов уже начали представлять суду обвинительные улики и доказательства, сделал Брюсселю “первое серьезное предупреждение”. Пауэлл заявил: “Мы предупредили наших бельгийских коллег, что им следует быть поосторожнее с подобными вещами”. Окрик Пауэлла возымел свое действие. Брюссель — местонахождение штаб-квартиры НАТО, Европейского союза и некоторых других международных организаций. Когда Пауэлл изволил пошутить, что во время очередной сессии НАТО его арестуют, Брюсселю стало совсем не до шуток. Что произойдет, если бельгийская прокуратура выпишет ордер на арест вашингтонского квартета?

Поэтому комиссия бельгийского парламента быстро-быстро переписала закон, включив в него так называемый “фильтр”, согласно которому жалобы на граждан из демократических стран бельгийскими судами приниматься к рассмотрению не будут. Парламент еще не профильтровал “фильтр”, но, видимо, вскоре сделает это, и Бельгия, как пишут некоторые газеты, перестанет быть “Абсурдистаном”.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру