Трава у дома

Человек может совершенно не интересоваться политикой, не иметь представления о курсе доллара, не ходить в театр, но экологические проблемы его волнуют всегда. В этом мы смогли убедиться в ходе “прямой линии” с главным столичным экологом — министром правительства Москвы, руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонидом Бочиным. За полтора часа работы “прямой линии” министру пришлось выдержать бурный натиск москвичей, обрушившихся с вопросами, претензиями и даже обвинениями.

Чаще же всего москвичи жаловались на собственных соседей-автолюбителей, восклицая: “Мы задыхаемся в автомобильных выхлопах. Гарь, дым, все пропало!!!” Вот что ответил на эти и другие вопросы главный эколог столицы.


— Здравствуйте, Леонид Арнольдович, меня зовут Вера. Я собираюсь покупать квартиру и хотела бы узнать: остались ли в Москве районы с чистым воздухом? Мой ребенок — астматик. Что бы вы посоветовали?

— Хороший вопрос. Прежде всего посоветовал бы не читать рекламных объявлений строительных контор, которые, как правило, содержат много вранья. У нас в Москве качество атмосферного воздуха напрямую зависит от количества зеленых насаждений и наличия промышленных предприятий. Относительно благополучные в экологическом плане районы — запад, северо-запад, юго-запад. А вот юго-восток и юг — проблемные территории, ибо там большое количество промышленных зон и т.д. Воздух в Москве, где работают более 60 тысяч предприятий, вряд ли в обозримом будущем станет таким, как в деревне. Поэтому наличие зеленых насаждений возле дома, где вы хотите купить квартиру, является для вас главным условием.


— Это Дмитрий Алексеевич вас беспокоит. Слышал, что якобы есть где-то в Москве табло, на которых написан состав воздуха. Где они находятся?

— Пока главным образом в центре. Электронные табло с нашей информацией вывешены на Новом Арбате, Пушкинской, Театральной и Кудринской площадях, Москворецкой набережной и на здании ГЦКЗ “Россия”. Экраны транслируют обобщенную информацию, полученную с автоматических станций контроля качества атмосферного воздуха, расположенных во всех округах столицы. Есть у нас теперь и сайт в Интернете (www.moseco.ru), где ежедневно в режиме реального времени даются оценки атмосферного воздуха. А вот о наболевших экологических проблемах можно сообщить по круглосуточному “горячему телефону” экологической милиции 254-75-56.


— Добрый день, меня зовут Светлана Григорьевна. Во многих дворах Москвы все заставлено автомобилями. На месте кустиков стоят машины, и никому до этого дела нет. Если попытаешься сделать замечание, то, естественно, тебя обругают. Мало того, говорят, что если подойдешь к машине — застрелим. Утром просыпаемся от запаха гари — ведь моторы прогревают прямо под окнами...

— А можно вам вопрос? Как вы думаете, соседи, которые ставят автомобили на газонах, отличаются исключительно богатырским здоровьем и надеются жить вечно в загазованном воздухе? Это ведь называется внутренне-дворовый эгоизм, правильно?

— Они хозяева жизни, они хозяева города.

— А сколько таких хозяев в вашем дворе?

— В нашем доме 20 подъездов и очень много хозяев.

— То есть богатеньких много, которые по-хамски относятся к внутридворовой природе? Тогда давайте это решать. Мы запишем ваш телефон, а я к вам направлю целую бригаду инспекций, которые устроят “праздник” автомобилистам. А вы мне потом сообщите, решены эти вопросы или нет. Хочу, чтобы у вас тоже был праздник на душе.


— Леонид Арнольдович, вы, наверное, замечали, что зимой на прудах и реках Москвы сидит много рыбаков. Как вы думаете, рыба, пойманная в столичных реках, безопасна?

— Спросите у кошки. Кошка лучший эксперт. Если ест — значит, безопасна. На самом деле вода в московских водоемах не питьевого назначения. Мы все-таки живем в промышленном городе. Однако случаев со смертельным исходом от отравления рыбой, выловленной в Москве-реке, я не знаю.


— Добрый день. Я живу около метро “Пражская”. Когда выходишь на улицу — дышать нечем. Все деревья (от Кировоградской до Варшавского шоссе) срубили, расчищали место под электроярмарку. У нас мусоросжигающий завод, Бирюлевская ТЭЦ, и дышать совершенно нечем. Будут ли высаживать новые деревья в районе метро “Пражская”?

— Я вашу территорию хорошо знаю, и действительно она находится в удручающем состоянии. Особенно летом — машины стоят на бывших газонах. Думаю, мы попытаемся в ближайшее время заставить префектуру включить в адресные списки озеленение, для того чтобы там были высажены как минимум кустарники. Южный район не отличается особой чистотой воздуха. Это связано с пересыщением промышленными зонами. Однако мусоросжигающий завод не самое страшное зло в вашем округе. Тем более что сейчас он должен подлежать серьезной реконструкции. Его выбросы ничтожно малы по сравнению с отходами других промышленных предприятий. Кроме того, воздух отравляют сами же москвичи, разъезжающие на старых автомобилях отечественного производства. Поэтому мы вскоре планируем ввести специальные экологические паспорта для автомобилей, которые имеют право находиться внутри города. Иначе мы с отечественной автомобильной промышленностью, которая выпускает чадящие “примусы и керогазы”, не справимся.


— Здравствуйте, Леонид Арнольдович. Я читала, что скоро на берегах водоемов Москвы нельзя будет устраивать пикники с шашлыками. Меня эта проблема очень волнует, потому что мы с друзьями любим отмечать там праздники.

— Я думаю, что нынешние майские праздники вы еще успеете отпраздновать. Но в ближайшее время мы начнем восстанавливать берега малых рек и их природные свойства, которые были утрачены в связи с индустриальным строительством. После завершения этих работ шашлыки можно будет жарить только в специально отведенных местах.


— Меня зовут Майя Соколовская. Я из Центрального округа. Слышала, что у нас в этом году высадят много розовых кустов. Но район очень загазован. Они не погибнут?

— Нет. Для посадки мы выбираем цветы, максимально устойчивые к нагрузкам, к загазованности от промышленности и транспорта. Это первое. Второе. Заключая контракт с городскими властями, фирма, занимающаяся посадкой цветов, берет на себя обязательство не только высадить растения, но и отвечает за их сохранность. В случае утраты или уничтожения цветника озеленителям придется восстанавливать увядшие цветы.


— Здравствуйте. Это Дима из Йошкар-Олы. Я часто бываю в Москве. Приезжаю на машине, а она работает на газу. В столице же очень мало газовых заправок. Когда их будет больше?

— Справедливый упрек, но мы работаем над этой проблемой. В городе принята программа существенного расширения количества газовых заправок. Их появление тормозится тем, что пока не до конца решены вопросы безопасности. Прежде чем увеличить сеть таких объектов, мы должны убедиться в том, что они максимально застрахованы от ЧП. Однако до 2005 года количество таких заправок как минимум удвоится.


— Слышала, что парки Москвы активно заселяют белками. А каких еще животных там планируют заселять и будут ли среди них хищники?

— К сожалению, пока люди — главные хищники. Они довольно часто безнравственно относятся к природному наследию города. А что касается животных, то кроме белок на прогулках москвичи смогут вскоре встретить соколов-сапсанов, черных коршунов, серых цапель и серых журавлей. Кроме того, в Кузьминском лесопарке мы предполагаем создать уникальный зооучасток, где будут водиться зубры.


— Добрый день. С вами говорит Ольга Александровна Трифонова, я проживаю: проспект Вернадского, 15, участник войны, коренная москвичка. У нас на проспекте Вернадского 4-5 лет тому назад погибли от соли липы. Летом мы просто задыхаемся, не можем открыть окна.

— Я задачу свою понял, мы постараемся этот адрес включить в участок, который подлежит обязательному озеленению в этом году.


— Добрый день. Вас беспокоит Сергей. Леонид Арнольдович, хотелось бы знать: в прошлом году было закрыто несколько столичных пляжей, к примеру Мещерский. А нынешним летом ситуация изменится?

— Я думаю, что да. Многие внутренние водоемы будут в ближайшее время очищены. 15 прудов не только освободят от грязи, но и приведут в божеский экологический вид. Плюс к этому около этих водоемов установят информационные щиты, чтобы жители знали, что это за пруд, в каком он состоянии, что там водится, что там можно ловить и можно ли там купаться.

— Понятно. А вы успеете все это сделать до купального сезона?

— Что касается очистки прудов — частично да. Это большая программа, рассчитанная до 2005 года. Что касается информации о состоянии прудов, пригодных для купания, безусловно, до купального сезона все данные будут доведены до сведения москвичей, в том числе и через “Московский комсомолец”.


— Здравствуйте. Я Игорь, профессиональный биолог. Каковы гарантии того, что белки, которых выпустят в Москве, не вымрут? Факторы, сокращающие их численность, исключены?

— Ситуация с белками такова. Пока животные находятся во временных вольерах, и мы ждем от них потомства, которое будет уже этой весной. Вольеры нужны для того, чтобы бельчата могли привязаться к территории. Что касается лимитирующих факторов — это вороны. Они могут напасть на детенышей. Бороться с ними мы будем с помощью соколов-сапсанов, которых вороны боятся. Кстати, в Битцевском лесу их уже разводят. А чтобы защитить белок от людей, мы проводим массовую информационную акцию — рядом с вольерами устанавливаем щиты, где написано о том, как человек должен вести себя по отношению к белкам, чем кормить и т.д.


— Мне бы хотелось узнать, где гарантированно можно заправиться чистым топливом.

— В конце прошлого года городские власти приняли специальную программу, которая предусматривает присвоение “добропорядочным” автозаправкам специального экологического знака. Он будет вывешиваться прямо на АЗС. Со второго квартала эта работа уже начнется. Владельцев автозаправок ждут системные проверки, аттестация станций и комплексов. Делается это для того, чтобы повысить уровень доверия автовладельцев. Пока экологический знак не выпущен, но принципиальное решение по этому вопросу уже принято на уровне постановления правительства.


— Здравствуйте. Вам звонит жительница Теплого Стана. Нас беспокоит судьба речки Очаковки, которая просто-напросто ушла под землю, вся, начисто. Ничего от нее не осталось.

— Недавно мы подготовили большую программу реабилитации малых рек, заключенных в коллекторах города, и там, где возможно воссоздать сокровища, дарованные природой, это будет сделано. Хочу вас успокоить: река Очаковка включена в эту программу и на отдельных участках будет восстановлена.


— Я живу у метро “Первомайская”, на улице 7-я Парковая. У нас совершенно нет двора. Все пространство занято гаражами-ракушками и машинами. Мы живем в керосиновой лавке — нельзя открыть форточку.

— А те люди, которые ставят машины во дворе, тоже боятся открыть форточку? Понимаете, москвичи рубят сук, на котором сидят. В Москве 2,5 миллиона автовладельцев. Умножаем эту цифру на три (у каждого из них есть жена и ребенок) — получаем все население Москвы, которое само себя губит.

— И что же делать?

— Мы должны все вместе объяснять автовладельцам, в том числе через СМИ: никто вам не поможет, если вы сами себе не поможете. В то же время правительство Москвы не собирается сидеть сложа руки. В ближайшие годы мы планируем создать специальные зоны низких выбросов в атмосферу по примеру Лондона. Переведем городской транспорт на менее вредное газообразное топливо (диметиловый эфир, природный газ) и электричество.

Кроме того, мы решили развернуть масштабную программу по раздельному сбору твердых бытовых отходов, будем пропагандировать экономию воды и электроэнергии. Мы двигаемся синхронно с европейскими столицами и регулярно обмениваемся технологиями и информацией, касающейся охраны окружающей среды.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру