У Бронштейна не гнется позвоночник

10 лет — это срок. Непростые для многих годы оказались благодатными для Центра эндохирургии и литотрипсии. Экспериментальная клиника превратилась в преуспевающее многопрофильное лечебное учреждение.

Наше интервью с генеральным директором Центра, руководителем курса новых медицинских технологий ММА им. И.М.СЕЧЕНОВА профессором Александром Семеновичем Бронштейном.

Инсульту сказали “стоп!”

— Александр Семенович, с начала 90-х, можно сказать, минула целая эпоха. Все мы учились выживать в новых условиях. У вас все получилось, что планировали? Чем особенно гордитесь, я имею в виду возможности Центра?

— За прошедшие 10 лет, несмотря на многие трудности, нам удалось немало. Прежде всего внедрить в нашей клинике самые современные медицинские технологии. Что позволило широко использовать закрытые операции на сердце и периферических сосудах. Также активно внедряем программу “СТОП-ИНСУЛЬТ”. Ведь эта болезнь в последние годы сильно помолодела. Если раньше она настигала 60—65-летних, то теперь инсульт часто поражает 40—45-летних. Сотни людей старше 45 лет прошли в нашем Центре обследование по программе “СТОП-ИНСУЛЬТ” и получили исчерпывающие рекомендации кардиологов и невропатологов по лечению заболеваний сердечно-сосудистой системы.

— Вы ничего не сказали о клинике боли, хотя об этой новинке по Москве ходят легенды...

— Внутри нашего Центра мы создали клинику боли. Поскольку боль многогранна, мы решили ограничиться лечением болей в спине, в позвоночнике. Известно, от 40 до 50 процентов жителей земного шара страдают именно болями в спине.

— Я знаю, вы человек творческий, неугомонный. Наверняка придумали еще что-то новенькое для лечения больных?

— Действительно, у меня много задумок. Кое-что уже внедряем, что-то “держим в уме”. Например, расширяем возможности лечения пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями. Ключ для разгадки причин рака, как известно, пока не найден. Но можно избавить раковых больных от изнурительных болей. До сего дня больных этой категории при нестерпимых болях, грубо говоря, накачивали наркотиками. Мы пошли другим путем. Под кожу вживляем трубочку и через катетер вводим обезболивающее средство (не наркотики) непосредственно в область опухоли. Достоинство этого метода еще и в том, что при сильных болях человек может вводить себе лекарство сам.

Этим направлением мы и начинаем свое второе десятилетие.

Есть вторая молодость

— А еще мы намерены внедрить программу помощи людям пожилого и старческого возраста. Считаю, неправильное у нас в государстве к ним отношение, “нерациональное”. Исполнилось женщине 50—55 лет, говорят: вон бабка пошла. А эта “бабка”, как правило, и хорошо образованна, и опыта хоть отбавляй — десятерых молодых заменить может. Но ее выпихивают за порог. Глупо и нерачительно. Государственным чиновникам и горе-руководителям разных мастей хочу напомнить: человек, его мозг запрограммированы более чем на 100 лет. Мы можем и в 60 быть мобильными, как в 30—35.

— Для этого, наверное, надо совсем немного: человеческие условия существования и правильный образ жизни?..

— Именно. Если человек не будет курить, злоупотреблять спиртным, конечно, продлит себе и молодость, и работоспособность. Но нам надо еще хорошо знать свои болячки и поддерживать здоровье какими-то лекарствами, витаминами.

А еще — изменить бы этот проклятый российский менталитет и... мозги у руководителей нашего государства. Человек, если ему создать надлежащие условия, способен сохранить свой рабочий потенциал до 80 лет — это вывод ученых. Да и живых примеров вокруг немало.

— Однако пожилые люди намного чаще болеют — это же факт? Они почему-то становятся “хрупкими” в буквальном смысле — чаще ломают руки и ноги... Значит, “потенциал” с годами все же исчерпывается? Или у вас и на этот аргумент есть полезный совет?

— У пожилых людей (после 70) действительно сильнее вымывается кальций из костей. Но, во-первых, этому подвержены не больше 20 процентов населения. Во-вторых, сейчас есть немало кальцийсодержащих препаратов. Одна таблетка в неделю — и нет проблем. Очень хорошо об этом знают американцы. Они давно усвоили: чтобы сохранить здоровье на долгие годы, в 40 лет надо делать то-то и то-то, в 50 — то-то и то-то... Многие после 60 ежедневно принимают одну таблетку аспирина. Всего одна таблетка аспирина — и в восемь—десять раз снижается риск заболевания инсультом.

— А сами вы, Александр Семенович, следуете этим принципам?

— Конечно! Каждый день после еды я принимаю одну таблетку аспирина (это разжижает кровь, предупреждает образование тромбов). Пью пищевые добавки из листьев красного винограда (они тоже разжижают кровь). Не курю. Играю в теннис. Каждый день выпиваю бокал красного вина. Но не больше. Вино улучшает кровообращение...

— Значит, пить надо всем — и мы спасемся от болезней?

— Беда в том, что в России никогда не умели пить. Наш человек, конечно, не остановится на 150 граммах вина и на 40 граммах водки. А 200—300 граммов — это уже разрушение печени. Иные просто убивают себя спиртным, курением, перееданием.

— Александр Семенович, вы доктор с огромным стажем лечения человеческих недугов-пороков. А был ли у вас пациент, кто не “удручил”, а восхитил вас своим здоровьем?

— Георгий Степанович Жженов. Мой друг и пациент нашего Центра. Приехал обследоваться, когда ему было 86 лет. Не поверите, но я у него ничего не нашел — никаких отклонений в здоровье, даже склеротических бляшек, которые по определению есть у каждого в этом возрасте. На что Жженов пошутил: “Может, оттого, что я недоел в юности? И в тюрьме как “врагу народа” недодали продуктов?”

Пожалуй, он прав. 17 лет тюрьмы прекрасно “очистили” его организм, сосуды от “загрязнения”. (Конечно, никому не пожелаю такого способа.) Но, наверное, больше помог ему здоровый образ жизни: насколько я знаю, Георгий Степанович никогда не курил, не злоупотреблял спиртным... И дай ему бог здоровья на долгие годы. Я пообещал знаменитому клиенту поздравить его со столетием.

Безусловно, многое в нас заложено природой. И долголетие в том числе. Я тоже из долгожителей. Моей маме скоро 97. Она фронтовой хирург, на ее долю столько горя и лишений выпало! Но она выстояла, а в последние годы, десятилетия очень бережно относилась к себе, могла позволить себе хорошее питание. Все это называется качеством жизни.

— Но до этого качества многим россиянам еще шагать и шагать. Что надо изменить в нашей стране, чтобы люди не спивались, особенно молодежь? Не превращались в скотов?

— В 90-х годах, когда я впервые приехал в Америку (у меня старшая дочь, кстати, хороший доктор, жила в Лос-Анджелесе), то поразился такому обстоятельству. Америкосы в то время боролись с курением. Заходим в супермаркет (зять хотел купить сигарет), а продавец говорит: сигареты теперь можно купить только в магазине на окраине города. Значит, надо проехать километров 20, чтобы закурить. А что сегодня происходит у нас? В любой точке города стоит только протянуть руку и наткнешься на бутылку водки или попадешь пальцем в табачный киоск. Конечно, и сам человек виноват: пока он не научится беречь свое здоровье — будет страдать.

— Интересно, а в вашей семье, где есть вот такой грамотный медконсультант, все пекутся о своем здоровье?

— Увы. Моя жена себя не жалеет и не бережет. А ведь заботиться о себе надо хотя бы потому, чтобы... пожалеть близких. Если она не будет здорова, что будет наш дом без нее? Все рухнет! Вот и надо пожалеть семью во благо себе.

— Но ведь надо еще знать, кому довериться. Сегодня очень многие проходимцы “от медицины” пользуются нашей беспечностью и неинформированностью. Впаривают нам то какой-нибудь “сногсшибательный” метод лечения-похудания, то “суперлекарство”... Вы лично не боитесь этих “волшебников”?

— Я тоже однажды попался и сдал анализ крови на переносимость продуктов. И то потому, что там работал мой знакомый. Позже я понял: бред все это — питаться по анализу, по группе крови. Мне, кстати, там посоветовали есть хека и не есть карпа. Я делаю все с точностью до наоборот и прекрасно себя чувствую. Зачем ходить к таким докторам, если можно просто не наедаться на ночь, и похудеешь! Да еще 300 долларов останется в твоем кармане. Мой совет: приберегите эти деньги на истинное здоровье, на хорошее лечение, а может, и на операцию. Отложите их впрок, как копите на машину, на поездку в Турцию. Хорошая медицина бесплатной не бывает — сегодня, по-моему, это поняли все.

— И последний вопрос, Александр Семенович, под занавес. А если бы начать сначала?

— Для меня всегда главным было — свобода. Не деньги, не власть, а свобода действий, если иметь в виду свою частную клинику. У меня с детства не гнулся позвоночник — не умел я пресмыкаться. Не умею и сейчас. Того и вам желаю.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру