Багдад не Грозный

Президент Академии военных наук генерал армии Махмуд ГАРЕЕВ в бытность заместителем начальника Генштаба и главным военным советником в Афганистане много раз планировал операции по взятию городов. Не таких крупных, как 5-миллионный Багдад, но тактически весьма проблемных. “МК” попросил его прокомментировать ситуацию вокруг иракской столицы.


— Со стороны кажется, что в осажденный Багдад американцы ходят как на работу: утром — туда, вечером — обратно.

— Американцы не дураки, чтобы сломя голову бросаться на штурм мегаполиса. Хотя и штурмовые группы, и снайперские подразделения для боевых действий в населенном пункте у них наверняка имеются. Вылазки в город сейчас преследуют несколько целей: разведывательные, боевые и психологические. Чтобы их добиться, вовсе не обязательно сутками торчать в Багдаде. Обозначили свое присутствие, выявили новые огневые точки, разведали позиции иракских войск — и ушли из-под обстрела. Дальше в дело вступают авиация и артиллерия.

Параллельно багдадцев обрабатывают пропагандисты. Город завален листовками с призывом свергнуть Саддама и помочь коалиционным силам, там находятся сотни специально подготовленных иракских оппозиционеров. За любую помощь американцам они сулят богатое вознаграждение. Особенно жесткому прессингу подвергаются районные руководители и партийные лидеры. Американцев больше всего устроило бы, если бы они подняли восстание против Хусейна и сами же его завалили.

— В Багдаде Саддам сконцентрировал огромное количество бронетехники и личного состава. При умелом их использовании город можно защищать месяцами.

— Танк ценен не только огневой мощью, но и мобильностью. А в населенном пункте он превращается в обыкновенное орудие. Рано или поздно бронемашины уничтожат — это все понимают, не только американцы. Поэтому Ирак пытается контратаковать танками. До сих пор эти попытки заканчивались плачевно — ударно-разведывательные комплексы США превращали бронеколонны в груду искореженного металла. Контрудар надо предварять артподготовкой и авианалетом, сопровождать огнем. У иракцев такой возможности нет — их военный потенциал несопоставим с американским.

— Значит, Багдад вот-вот падет?

— Я этого не утверждаю. Дело вовсе не в том, когда иракская столица падет. И американцы зря рассчитывают, что это падение автоматически будет означать успешное завершение войны. Кабул давно под контролем США, а война с талибами в Афганистане продолжается. Думаю, верные Саддаму войска еще долго будут сопротивляться — вне зависимости, сейчас ли американцы возьмут Багдад или через месяц.

— В 1995-м в Чечне мы тоже думали: возьмем Грозный, и конец войне. И в 2000-м так же считали...

— У нас тогда и у американцев сейчас — абсолютно разные противники. К боям за Грозный чеченские боевики тщательно готовились, и они действительно стояли насмерть. Когда такой фанатичный противник обладает богатым боевым опытом, победить его чрезвычайно трудно. Тем не менее операция по взятию Грозного прошла успешно, хоть и с большими потерями.

Их сейчас пытаются избежать американцы, поэтому не торопятся со штурмом города. Багдад не Грозный, а Томми Фрэнкс не Павел Грачев: американскому генералу за каждого убитого солдата придется отчитываться. В то же время гражданское население города янки не жалеют, поэтому о их “гуманности” говорить не приходится.

Но я не могу понять, почему иракцы не устраивают засад на танки? Возможно, у них нет в необходимом количестве противотанковых средств ближнего боя — подствольных, одноразовых гранатометов, РПГ-7. Но ведь легко забросать бронемашины гранатами или бутылками с зажигательной смесью. Значит, не сильно они озабочены защитой города.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру