Свобода приходит немытой

Глядя на американских джи-ай, бродящих по дворцам багдадского диктатора, развалившихся в тронообразных креслах, я мысленно переносился в иные эпохи. Воображение рисовало картины Версаля, взятого санкюлотами, и Зимнего после октябрьского штурма.


Исторические параллели, как правило, эффектны, но неверны. Но есть один аспект в этих дерзких сравнениях, над которым стоило бы задуматься. Санкюлоты, освободив Францию от Бурбонов, навлекли на нее якобинский террор. Свергнув Временное правительство, большевики навлекли на Россию красный террор. И те и другие считали, что несут на штыках свободу, а принесли тиранию. Американцы тоже пришли в Ирак с лозунгами свободы и демократии. Но где гарантия, что после свержения Саддама власть не перейдет в руки каких-нибудь фанатиков-мулл, которых “социалист” Хусейн держал в ежовых рукавицах? Вспомним, что произошло в Иране после свержения шаха...

Скажи-ка, Джонни, ведь недаром...

— Вот это да! Такого дворца мне никогда в жизни не приходилось видеть! Жаль только, что электричество отключено! — восклицал капрал Бенджамин Ричардсон. Он родом из вирджинского захолустья, типичной ильфо-петровской одноэтажной Америки.

Бен шагал по темным палатам президентского дворца Фао с небольшой группой солдат из бронетанкового батальона Третьей армейской пехотной дивизии. Дворец был взят ими в утреннем бою. Он почти пуст. Кто-то вывез большую часть мебели и другого интерьера. На мраморном полу — толстый слой пыли. Снаружи — нестерпимый зной, а здесь от темных комнат, мрамора стен и пола веяло приятной прохладой.

Солдаты шли молча, широко раскрыв глаза и рты. Лишь изредка раздавались удивленные голоса и звучали вполне ожидаемые реплики:

— Вот на что шла иракская нефть!

— Вот куда стекалось богатство иракского народа!

Бой за Фао был неравным. Оборону держали всего девять снайперов. Двое из них были убиты, шестеро бежали, а одного обнаружили на кухне — в холодильнике, куда он спрятался. Во время допроса “отмороженный” рассказал, что он и все остальные снайперы — сирийцы:

— Нас сюда забросили республиканские гвардейцы, приказав защищать дворец во имя Аллаха!

Аллах сирийцам не помог...

Трехэтажный, с колоннадами и арками, дворец расположен на островке посреди искусственного озера. Он обнесен рвом и высокой стеной с бетонированными сторожевыми вышками. Бронзовые надписи на мраморных стенах возносят хвалу Саддаму Хусейну. У берегов озера — пальмы и кусты роз. Три мощеные дорожки ведут к дворцу. Две из них повредили бомбы. А на одной стоит американский танк “Абрамс”.

— Смотри, хрустальные люстры в каждой комнате! — удивленно восклицал один из солдат-освободителей.

Но больше всего солдат тянуло к ванным комнатам. На каждом этаже их несколько. Ванны, умывальники, туалеты, биде. Все во мраморе, фарфоре, бронзе... Протопав две недели по пустыням Кувейта и Ирака при температуре +40°С, освободители жаждали освободиться от зноя и освежиться. Но не все золото, что блестит. Даже золото кранов и душей. Вода из них не текла, только капала.

— Что ни говори, а у этого парня есть вкус! — произнес сержант Джозеф Макфэрлан, отдавая должное диктатору.

Пока солдаты искали во дворце воду, майор Джон Альтман из дивизионной разведки пытался обнаружить секретные документы и тайные ходы. Он светил фонарем по темным углам, совал нос в стенные шкафы и клозеты, заглянул даже под кровати спальных комнат, но тщетно. Секретных документов и ходов не было, как и воды.



Манящий кратер

Уже второй день американские массмедиа и особенно телевидение, как загипнотизированные, не могут оторваться от гигантского кратера, образованного бомбами (“бункер-бастерами”) в фешенебельном районе Багдада Аль-Мансур. “Погребены ли под обломками ресторана, который стоял там, где сейчас кратер, Саддам Хусейн и его сыновья?” — гадают все начиная с президента Буша. ЦРУ не терпится добраться до кратера, чтобы найти там обуглившиеся трупы и, применив генетический метод, определить их принадлежность. Но пока там находят лишь тела женщин и детей...

Пентагон милостиво разрешил рассекретить имена пилотов бомбардировщика “Б-15”, который сбросил четыре 2000-фунтовые бомбы на ресторан. Один из пилотов, Фред Свонн, рассказал, что их самолет летел на выполнение совсем другого задания, но в воздухе получил приказ изменить цель. В Центркоме, видимо, торопились: а что если их диктаторские светлости успеют откушать и скроются в подземных лабиринтах Багдада?.. “Нам не сказали, кого мы будем бомбить. Лишь намекнули: “This is a big one”, — говорит Фред. (Его английскую фразу можно перевести по смыслу так: “Речь идет о большой дичи”.)



* * *

Сейчас, когда в “МК” передаются эти строки, в центре Багдада обосновалась американская танковая бригада. Танки стоят между министерствами юстиции и внутренних дел. Взят военный аэродром Аль-Рашид и одноименная тюрьма, где была обнаружена окровавленная одежда американских военнопленных.

А в это время неунывающий министр информации Ирака Мохаммед аль-Саххаф обещает журналистам защитить их от американцев, “ведущих себя, как голливудские гангстеры”, и по-прежнему утверждает, что никаких джи-ай в Багдаде нет.

За такую невозмутимость журналисты дали аль-Саххафу две клички: Багдадский Враль и Алиса в Стране чудес.




Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру