Ночной кошмар

11 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 174

Опять пожар. Опять в школе. Опять пострадавшие — дети, 28 человек. На семь больше, чем в Якутии. Опять — виновата электропроводка. Но на этот раз пожар случился ночью. Трагедия произошла в Сепараторном поселке Махачкалы на тихой улице Хуршилова в двухэтажном здании школы-интерната для глухонемых детей. Они не слышали, как начали трещать горевшие перекрытия...


Пожарным приходилось буквально расталкивать сонных детей, которые, проснувшись, не могли понять, что происходит.

Все руководство выехало на место происшествия. На месте пожара с раннего утра 10 апреля начала работать следственно-оперативная группа, а также представители прокуратуры.

Уже к 9 утра на закоптевших окнах первого этажа школы-интерната начали появляться списки погибших и раненых. Возле них мгновенно выросла огромная очередь из родственников и знакомых детей. Кто-то громко плакал, а кто-то, путано жестикулируя, делился пережитым с такими же глухонемыми. По предварительным данным, погибло 28 детей, но число погибших может вырасти. 13 ребят с тяжелыми ожогами доставлены в Республиканский ожоговый центр, еще 29 воспитанников интерната помещены в больницу скорой медицинской помощи Махачкалы. Состояние четырех детей медиками оценивается как тяжелое.

Штормовой ветер, который все официальные структуры Дагестана обвиняют в происшедшей трагедии (замыкание в сети могло возникнуть из-за штормового ветра, сила которого со вчерашнего дня достигла 30 метров в секунду), так и не утих и продолжает развевать уже обгоревшие простыни и занавески, по которым ночью пытались сбежать от пожара глухонемые дети.

ВЕК УЧИ — ВЕК ГОРИ?

Новость о гибели детей в Дагестане горячо обсуждалась участниками выездной коллегии Министерства образования, состоявшейся вчера в Великом Новгороде. Несколько дней назад сгорела деревянная школа в Карелии. По счастью, это случилось, когда в школе не было детей.


— Это сигналы всем нам, — сказала министр образования Республики Карелия Галина Анатольевна Разбивная. — После Госсовета, посвященного образованию, мы написали Путину, что главная проблема сельской школы — благоустройство. У нас до сих пор туалеты на улице. Ладно, пусть уж будет печное отопление. Но все коммуникации должны быть продуманы. Мы начали компьютеризацию сельских школ, не сделав элементарной проводки. Тронь любой провод — убьет. Сократили электриков, а в отдаленных районах нет пожарных команд. У нас в республике 172 деревянные школы...



* * *

Значительная часть московских школ построена до войны — в середине 1930-х годов. Это четырехэтажные школы-госпитали, спроектированные как школы в мирное время и как госпитали — в военное. Особенность их конструкции — деревянные чердачные и межэтажные перекрытия. Электропроводка в старых зданиях далеко не всегда находится в идеальном состоянии.

Из-за ветхости подлежат немедленному сносу как минимум 45 подобных зданий и еще 86 требуют полной реконструкции. В 2002 году в Москве реконструкции подверглись 19 столичных школ.


Ситуацию прокомментировал начальник отдела Госпожнадзора ГУГПС МЧС РФ Дешевых Юрий Иванович


— Решетки на окнах в школьных зданиях допустимы?

— Техника пожарной безопасности допускает наличие решеток, но только в том случае, когда они могут открываться изнутри.

В Якутии и в Дагестане пожары возникли потому, что здания были пожароопасными, в результате возникло сильное задымление, и пути к эвакуации оказались отрезаны. В школах есть противогазы, но они не могут спасти от отравления продуктами горения. Дело в том, что пожарные пользуются другими противогазами, они не фильтруют воздух, как военные, а действует по типу акваланга, то есть качают воздух из баллонов за спиной. Мы же дали рекомендации всем регионам, чтобы в учебных заведениях были веревочные лестницы и специально сделанные из полиэтилена капюшоны с патронами, которые надеваются на голову и могут предохранять человека от отравления в течение 15 минут.

— Как предотвратить подобные катастрофы в Москве?

— Надо либо строить здания с несгораемыми перекрытиями и нормальной планировкой, приспособленной к эвакуации, либо проводить плановые эвакуации на объектах. Все, от первоклашек до директоров вузов, должны быть подготовлены к неожиданностям, тем более школьный персонал.

— В школах работают женщины, они обычно паникеры...

— Дети в Якутии погибли, потому что началась паника. Эти два случая заставили нас потребовать от директоров немедленно начать отработку внештатных ситуаций, связанных с возможными пожарами.



* * *

С вести о трагедии в Махачкале началось вчера и традиционное заседание российского правительства. Михаил Касьянов сурово заявил, что если раньше проблемы возникали только с коммунальными системами, и это стало почти нормой, то теперь добавились еще трагедии, связанные с работой электросетей. В результате Министерство образования, получив нагоняй, занялось срочной инвентаризацией школ для того, чтобы понять, как выразился премьер, “что там происходит”.






    Партнеры