Фантомы примеряют скафандры

— Хотите посмотреть на фантом космонавта? Только вчера привез, еще никто не видел, — заверил меня разработчик космической “матрешки” Шуршаков и указал на красный глобус. Я посмотрела, потрогала, понюхала и даже попыталась погрызть. Ничего интересного...

Оказалось, вот этот красный шарик и есть кандидат в космонавты на следующую экспедицию на МКС.


“На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы”. Была такая популярная песня на заре космической эры, в далеких 60-х. А ученые к этой строчке всегда добавляют — следы-то останутся, вот только пыль эта — радиоактивная. Вячеслав Шуршаков и вовсе говорит, что профессия космонавта опасней работы на урановом руднике.

— На урановом руднике люди могут трудиться 50 лет, не боясь предельного количества облучения, — удивляется Шуршаков, — зато максимально безопасная с точки зрения облучения продолжительность полетов для космонавтов — четыре года.

Значит, если до Марса лететь три года, то космонавт может слетать туда только раз в жизни. А космические туристы побывав в космосе неделю, облучаются за это время в 200 раз больше, чем на Земле. Оказывается, в разных отсеках корабля в одно и то же время регистрируется разная доза радиации. Самое безопасное место оказалось рядом с туалетом, а “зашкаливают” датчики... в каютах космонавтов.

У всех космических физиков мечта жизни — слегка трепанировать подопытного космонавта и разместить дозиметры внутри него, в кроветворной и нервной системах, в желудке, в хрусталике глаза. Появилась идея через надрез в ключице ввести в космонавта термолюминисцентный дозиметр, но разработчиков обвинили в негуманности проекта. Тогда придумали послать в космос фантом человека, чтобы выяснить, какое люди получают облучение на орбите.

Самый первый наш фантом, запущенный в космос, был сделан из зерен пшеницы, склеенных эпоксидной смолой. Был еще один — резервуар в виде сферы, наполненной водой, затонувший вместе со станцией “Мир”. Инициатором нового проекта стал немецкий ученый Гюнтер Райтс из Кельнского института космической медицины. От нам руководит проектом профессор Владислав Петров из ИМБП РАН.

Голый антропоморфный фантом обходится в 100 тысяч долларов плюс высокоточная начинка, каждый прибор которой может стоить столько же. Договорились, что с немецкой стороны будут материалы, с нашей — уточнение программы экспедиции, дозиметры, доставка на МКС. Существует ГОСТ на “фантом космический антропоморфный”. Для образца берутся усредненные данные космонавтов — человек ростом 170 см, весом 70 кг. Американцы взяли параметры среднего военнослужащего, а когда с годами вояка стал выше и тяжелее, внесли изменения.

Но в космос летают не только мужчины, но и женщины. И существующий в нашей стране фантом по ГОСТу всегда был... бесполым. То есть “человек советский”. Стиль унисекс господствует в фантомной моде до сих пор, манекена женщины у нас нет, исследования воздействия радиации на специфические функции женского организма не проводились. У американцев же летают компьютеризированные космические “мужчины” и “женщины”.

Еще важнее человеческих очертаний изобрести “человеческий” материал. Ведь космическое излучение, проходя через тело человека, взаимодействует с ним, и если манекен сделать, например, из железа, то данные получатся неверные. Изготовленный таким образом манекен (очень, кстати, похожий на модели из школьных кабинетов биологии) напичкают приборами, поместят в контейнер, напоминающий форму матрешки и поместят на внешней поверхности станции. Обычный космонавт может находиться в открытом космосе 6—7 часов несколько раз в год, а этот космический мужчина, напичканный детекторами и со всеми критическими органами в наличии, 12 месяцев будет облучаться, летая на крыше космического корабля.

Но, как стало известно “МК”, манекен полетит в экспедицию не один. Ему дадут товарища.

Проект “Матрешка Р” (российская, стало быть) родился параллельно. Этот фантом разместят внутри корабля, и какое-то время обе модели космонавтов будут находиться на станции вместе.Наш фантом выполнен в форме шара. На МКС каждый дюйм на счету и лишний мужик, хоть и пластмассовый, там в тягость, как шутят разработчики: “Не шутит, анекдотов не рассказывает, а такой красавчик: ночью проснешься — испугаешься”.

Российская модель много места не занимает, диаметр шара не больше полуметра. При этом манекен весит около 70 кг, а шар всего 30. У этой модели простая геометрическая форма, что дало возможность ученым математически рассчитать, где у него находятся критические органы. После нескольких месяцев полета космонавты, вооружившись инструкцией, обычными тисками и отверткой снимут часть приборов и отправят на Землю для изучения, установив новые. Остальные датчики останутся на месте, накапливая информацию.

Красный шар должен улететь в небо уже в конце года. Несколько месяцев понадобится на его доработку, например, уже сейчас понятно, что гайки нужно посадить на специальную липучку, иначе во время разборки они красиво разлетятся по всему салону. После консультаций с космонавтом в модель могут быть внесены еще какие-то изменения.

“Кровь” в этом шаре находится ближе к периферии, а желудочно-кишечный тракт — в центре. Помимо дозиметров внутри полетят семена салата как самые неприхотливые и легко проращиваемые. Ученые хотят выяснить, как влияет космическая радиация на растения. Кстати, проектом заинтересовались и китайские ученые, которые хотели бы послать в космос в нашем шаре рисинку, предполагая, что измененное зерно, вернувшись на Землю, будет обладать необыкновенными свойствами.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру