Сторожевые американских богатств

Иракские курды объявили себя частью антисаддамовской коалиции и ведут бои с остатками правительственных войск. Вопреки предостережениям Турции, они заняли города Киркук и Мосул, в районе которых сосредоточены основные месторождения иракской нефти. Однако уже появились сообщения, что курдские формирования получили приказ оставить Киркук. Лидеры курдов опасаются, что их народ в очередной раз станет разменной монетой в большой геополитической игре. Один американский президент сказал, что курды — “это спичка, которую можно и нужно зажигать тогда, когда захочется”. “Курдскую карту” не раз разыгрывали в своих интересах великие державы, но судьба этого 40-миллионного народа их мало беспокоила.


Российский обыватель узнал о существовании курдов осенью 1998 года, когда в Москве перед зданием Госдумы вспыхнули два живых факела — так члены Рабочей партии Курдистана (РПК) Ахмед Йылдырим и Ремзи Аккуш протестовали против ареста главы партии Абуллаха Оджалана. Многие тогда содрогнулись и задумались: какая же сила может заставить человека стать спичкой в прямом, а не переносном смысле? Редактор курдской газеты Юрий Набиев рассказал мне о том, что он увидел в маленькой сирийской деревеньке на границе с Турцией. Туда приехали функционеры РПК, чтобы сообщить семье курдов о самосожжении сына. Но вместо того чтобы горевать, курды деревеньки вынесли на улицы барабаны и устроили пляски. Такая склонность к самопожертвованию у них, конечно, не от хорошей жизни.

Курды — это самый большой народ на земле, лишенный своей государственности. Земли, на которых они живут, разделены между Турцией, Сирией, Ираком и Ираном. Нам трудно представить, в каком положении находятся курды в Турции, где их около 20 миллионов. Те права, которыми обладали у нас чеченцы, для турецких курдов — недосягаемая мечта. Турки отрицают даже само их существование и называют “горскими турками”. Только в последнее время запрещенный курдский язык был разрешен для бытового общения, но совсем недавно эстрадный певец был арестован за то, что пел по-курдски на свадьбе. Детям запрещено давать курдские имена — это рассматривается как “террористическая пропаганда”.

Иракские курды немало претерпели от Саддама Хусейна: в 1988 году, например, в городке Халабджа было применено химическое оружие, от которого сразу погибли 5 тысяч человек. Десятки тысяч людей до сих пор страдают от последствий этого.

Самая большая мечта курдов — создание своего государства. Хотя некоторые из них по тактическим соображениям пока предпочитают говорить о более реальных вещах: автономии или федерации.

— Наша цель — демократическое федеративное государство Ирак, — говорит представитель Патриотического союза Курдистана в Москве Шорш Саид. — Ни одна партия в иракском Курдистане не поднимает лозунг курдского государства. Но мы будем и против того, чтобы власть в Ираке перешла к американскому генералу, мы против создания военной администрации.

Но вопрос уже решен: Ираком будет управлять американская администрация. Похоже, курды найдут с ней общий язык. Хотя очевидцы еще помнят, как нынешний партнер по коалиции Великобритания участвовала в уничтожении курдов, а помощь им оказывала наша страна...

Спецрейс теплохода “Грузия”

В одну из штормовых ночей 1959 года из Одесского порта тайно, с погашенными огнями, вышел большой пассажирский корабль. Его путь лежал к Босфору, а далее — в Персидский залив, к городу Басра на территории современного Ирака. Его каюты были заполнены восточного вида смуглыми мужчинами, их женами, закутанными в черное с головы до пят, и маленькими детьми. Были среди них и русские женщины. Всего пассажиров было около 600.

В небольшой квартирке на окраине Москвы я разговариваю с одним из участников того секретного морского похода, бывшим начальником отдела спецопераций внешней разведки КГБ Александром Викторовичем Киселевым. В далеком 59-м молодой сотрудник морской контрразведки был направлен на борт теплохода “Грузия” с весьма деликатной миссией. Он должен был сопровождать на родину остатки курдской повстанческой армии генерала Мустафы Барзани. Курды возвращались в Ирак после 12-летнего пребывания в СССР. Многие везли с собой русских жен и рожденных на чужбине детей.

...В 1946 году север Ирана был занят советскими войсками, и при их поддержке создана Курдская Мехабадская Республика. Через 11 месяцев Советская армия покинула Иран. Создание независимого Курдистана противоречило интересам Великобритании. Ведь курды стали бы собственниками нефти на своей территории. Иранский шах при поддержке англичан жестоко расправился с “сепаратистами”. Президент Мехабадской Республики Кази-Магомед был повешен. Министр обороны Мустафа Барзани с отрядом в 500 человек через горные перевалы перешел в Советский Союз. Сталин поселил их в Центральной Азии. После смерти Сталина Барзани, как гласит курдская легенда, “постучался в двери Кремля”. Он встретился с Хрущевым и сумел заинтересовать того “курдским проектом”. Барзани направили учиться в военную академию. Возникла идея помочь курдам в национальном освобождении, чтобы создать на Ближнем Востоке плацдарм для Советского Союза. Советские спецслужбы рассчитывали, что если и не удастся помочь курдам в создании своей автономии, то можно будет использовать их возможности для создания диверсионных групп и нанесения ударов по “английскому империализму” на Ближнем Востоке.

Молодой контрразведчик Киселев впервые увидел курдов на борту лайнера.

— Как-то я пришел из рейса, — рассказывает он. — Мне говорят: “Завтра должны привезти курдов”. Кто такие, откуда? “Вот, читай шифровки из Центра. Собирай свой чемодан и давай на борт. Ты — пассажирский помощник, все уже решено”. Я только на судне прочитал, кто такие курды, кто такие езиды.

Знакомство и общение с курдами привело к тому, что у Киселева среди них появились десятки друзей. “Они очень открытые, доброжелательные к нам, к России, люди”, — считает Александр Викторович. Правда, не очень приятным для него было открытие, что в курдской общине действует своя, “барзанистская” контрразведка, которая выявляет тех, кто связан с советскими спецслужбами, и ликвидирует их.

Самого Барзани не было на теплоходе. Двумя днями раньше он вылетел в Багдад по личному приглашению нового президента Абдель Керим Касема. Темой их беседы должны были стать “курдский вопрос” и судьба возвращающихся. Ведь все, кто ушел в СССР, были приговорены на родине к смертной казни.

“Грузия” без особых приключений достигла Басры. Только в Стамбуле возникли небольшие проблемы: представители турецких властей утверждали, что, по их информации, на борту находится целая вооруженная дивизия. Однако, увидев женщин и детей, успокоились. На приеме в королевском дворце, устроенном президентом Ирака в честь прибывших курдов, советский контрразведчик был представлен генералу Мустафе Барзани. Это была их первая встреча. Потом судьба сталкивала их неоднократно. Конечно, все контакты проходили в условиях жесточайшей конспирации. В те времена любая утечка могла очень дорого обойтись всем.

Под “крышей” ТАСС

Вскоре между Демократической партией Курдистана, созданной Барзани, и центральным правительством Ирака начался конфликт. Одна из его причин — спор за Киркук, в районе которого добывается большая часть иракской нефти. Но для курдов Киркук имеет особое значение, это их история. По словам самого Барзани, Киркук — “сердце Курдистана”. “Для кого-то это нефть, а для нас — кровь”, — говорят курды.

В 60-м году Барзани опять приехал в Москву. Ему нужно было оружие для курдской армии, потому что багдадский режим снова учинил в Курдистане кровавую резню. К тому времени Александр Киселев уже служил во внешней разведке. Вспомнили, что он знаком с курдским генералом. Новую деликатную миссию Киселев выполнял под прикрытием “корочек” корреспондента ТАСС. Универсальная в те времена “крыша” для разведчика. И фамилия у него была тогда другая. Сложность состояла в том, что иногда нос к носу приходилось сталкиваться с теми, кто знал его два года назад как пассажирского помощника. Вот они удивлялись, наверно: как быстро простой моряк дорос до корреспондента солидного агентства.

Рыболовный траулер с оружием для отрядов Мустафы Барзани снарядили в 1961 году. В 600 зеленых ящиках с белыми номерами было легкое стрелковое оружие, гранаты, мины. Военная разведка отвечала за морскую часть маршрута. В Средиземном море ящики перегрузили на рыбацкие суденышки, которые и доставили груз к берегу, в поселок сирийских курдов. Там его погрузили в рефрижераторы, обычно развозящие всевозможные продукты моря. Забросали ящиками с мороженой рыбой. Рефрижераторы отправились через территорию Сирии в Ирак. Однако об операции узнали англичане. Колонну разбомбили. Бомба угодила в один из трех фургонов, и он взорвался. Два доехали благополучно.

Доставив оружие курдам, Александр Киселев остался работать в Курдистане в качестве офицера связи при Барзани.

— С самим Барзани мы встречались конспиративно только на его горных базах, и никогда — в городе. В городе — только с его сотрудниками.

Вскоре “корреспондента” попытались убрать. По окну гостиничного номера, в котором он жил, был сделан выстрел из гранатомета. К счастью, в номере его в тот момент не было. Киселев предполагает, что за этим покушением стояли англичане.

Ставка на курдов не давала никаких экономических дивидендов. В 1968 году в Ираке к власти пришли баасисты. С начала 70-х СССР перестал поддерживать курдов и сделал ставку на режим Саддама. В 1972 году партия БААС национализировала нефтяную промышленность, изгнав из Ирака все иностранные компании. До этого нефтяной бизнес в Ираке принадлежал англичанам и американцам.

— Вот откуда растут ноги у нынешней американской авантюры, — полагает отставной разведчик. — Они считают, что Ирак отобрал у них собственность.

Курды же хотят получить гарантии защиты своих интересов, в том числе и при разделе нефтяного пирога. Еще до начала войны прошло две конференции иракской оппозиции с участием курдов: в декабре прошлого года в Лондоне по инициативе англичан и в феврале этого года в Салахеддине, недалеко от города Эрбиль в иракском Курдистане, уже по инициативе американцев. Были ли там даны курдам твердые гарантии? Ведь против того, чтобы курды овладели нефтяными богатствами Киркука, выступает Турция, которая боится экономического усиления “сепаратистов”. Скорее всего США в этом вопросе пойдут ей навстречу.

Представитель Демократической партии Курдистана Хушави Бабакр (кстати, его отец был ближайшим соратником Мустафы Барзани и вместе с ним перешел из Ирана в СССР) рассказал, как в 1991 году иракские курды подняли восстание против режима Саддама Хусейна, рассчитывая на поддержку американцев, которая была им обещана. Но вопреки обещаниям, их оставили без помощи. Тогда было истреблено около 200 тысяч человек. Два миллиона курдов покинули пределы страны. Многие до сих пор обвиняют американцев в предательстве.

Понятно, что курды очень рискуют, ввязываясь в войну. Есть опасность, что их классически кинут и они так и останутся “сторожами американских богатств”. “Курдскую спичку” еще раз зажгут в нужный момент и еще раз погасят.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру