Последние герои

Тридцать лет назад всякий советский ребенок хотел быть космонавтом. Сегодня даже среди школьников Звездного городка, где живут семьи практически всех космонавтов и инструкторов, о космосе мечтают единицы.

Теперь это невыгодно. Дух времени диктует моду на профессии, сегодня нужны прагматики, а не романтики. Но, к счастью, есть еще в России люди, интересующиеся не только куплей-продажей. Иначе космонавты у нас, наверно, вымерли бы, как мамонты.

Сейчас к полету на МКС готовятся дети космонавтов Юрия Романенкова и Александра Волкова — летчики-испытатели Роман Романенков и Сергей Волков. Они пришли в отряд космонавтов в 1997 году. Это был, как выражаются космонавты, “крайний набор”. Дальше — пауза. Скамейка запасных начала редеть. Росавиакосмос все больше стал увлекаться космическим туризмом, надеясь и подзаработать, и как-то привлечь внимание общественности к полетам на станцию. Одно время даже предполагалось устроить грандиозное телешоу на всю Россию по отбору претендентов на полет с выбыванием по типу “Последнего героя”, но проект этот по каким-то причинам умер, так и не родившись.

И вот теперь — после столь долгого перерыва — в Звездном городке формируется новая команда космонавтов, которым предстоит нести вахту на МКС после 2006 года. Как сообщил “МК” начальник ЦПК им. Гагарина Петр Климук: “Задача центра состоит в том, чтобы новый набор приступил к тренировкам в начале мая. Определено, что отряд пополнится двенадцатью кандидатами на космический полет”.

Из осведомленных источников “МК” стало известно, что в Звездный городок уже сейчас для подготовки к полету прилетели два казаха — Айдын Аимбетов и Мухтар Аймаханов. Их включили в отряд по предварительной договоренности между российской и казахстанской сторонами.

Космонавтов в отряде готовят по трем “специальностям”: командир корабля, бортинженер и космонавт-исследователь. В последние годы добавилась еще одна специализация — космический турист. Но для туристов предусмотрен сокращенный курс на полгода (сейчас уже говорят, что даже за три месяца их можно готовить). Они чистые пассажиры и за безопасность полета не отвечают, только за свою, поэтому им главное — научиться дышать в скафандре и ходить в туалет, остальное сделают командир и бортинженер.

В качестве гражданских бортинженеров в ЦПК им. Гагарина скорее всего будут проходить подготовку Анна Завьялова, Олег Артемьев, Андрей Борисенко и Марк Серов. Всем им от тридцати до сорока лет, все — сотрудники Ракетно-космической корпорации “Энергия”. Завьялова и Серов работают в Центре управления полетами операторами, сидят за компьютерами, выполняют главным образом функции наблюдения: следят за системами жизнеобеспечения на станции и докладывают об их состоянии.

Олег Артемьев — инженер РКК “Энергия”. Андрей Борисенко трудится в ЦУПе на должности сменного руководителя полетом МКС, он самый старший из пополнения — 65-го года рождения.

По Положению о космонавтах все кандидаты в бортинженеры должны отбираться из сотрудников РКК “Энергия”. Как стать сотрудником РКК? Надо иметь соответствующее образование. Раньше его получали, как ни странно, в Лесотехническом институте (сейчас это Московский госуниверситет леса, находится в Мытищах). По решению Королева там был открыт засекреченный факультет радиоэлектроники (сейчас он называется факультетом электронных систем), который готовил специалистов для ЦУПа. Сейчас их там тоже готовят, кроме того, аналогичные факультеты открыты в МАИ и МВТУ им. Баумана. Но, надо сказать, нынешняя молодежь идет в РКК “Энергия” без особой охоты — слишком там маленькие зарплаты (у исполнителя — порядка трех тысяч рублей), да и ту без конца задерживают.

Подготовлены также документы для обсуждения на госкомиссии кандидатуры космического врача — сотрудника Института медико-биологических проблем Сергея Рязанского. Кстати, сам Институт медико-биологических проблем тоже планирует у себя сформировать отряд космических медиков. Как сообщил “МК” директор ИМБП академик РАН Анатолий Григорьев: “Четыре медика, представители института, уже прошли медосвидетельствование. Также предполагается объявить конкурс среди молодых ученых по линии Российской академии наук”.

С будущими командирами кораблей пока нет ясности. Ими могут стать только военные летчики, имеющие большой опыт полетов на истребителях. У них конкурс серьезней, чем у бортинженеров, и формирование группы пока не закончено. По предварительным данным, на госкомиссию, возможно, будут представлены Святослав Котик, Евгений Тарелкин, Антон Шкаплеров и Александр Самокутяев. Но это не окончательный вариант, рассматриваются и другие кандидатуры.

Предполагается также включить в отряд и будущих космических туристов: двух Сергеев: Жукова — гендиректора ЗАО “Центр передачи технологий”, организованного при Росавиакосмосе, и Полонского — директора московского филиала петербургского ОАО “Строймонтаж”. Оба успешно прошли медицинское освидетельствование в Институте медико-биологических проблем и нашли себе спонсоров.

Все ли из перечисленных претендентов полетят на МКС? Вряд ли. Можно назвать массу случаев, когда натренированные космонавты так и не смогли преодолеть финишную черту, после которой на Байконуре звучит команда “ключ на старт”. В большинстве своем это было связано с “космическим” здоровьем. У кого-то не выдерживали нервы, у кого-то — сердце, у кого-то — внутренние органы.

Кто-то отсеется, кто-то останется, но не это главное. Главное то, что, несмотря на пессимистические прогнозы, отечественная пилотная космонавтика продолжает жить и развиваться, и даже “коммерческий” дух времени ничего не может с этим поделать.


Мы решили задать несколько вопросов директору ИМБП Анатолию ГРИГОРЬЕВУ.

— Анатолий Иванович, а если попробовать заглянуть в будущее: когда люди все-таки полетят на Марс? Ученые называют разные даты...

— Наиболее благоприятный период — 2018 год, когда активность Солнца наибольшая, а радиация наименьшая. Следующий такой удачный момент наступит лишь в 2031 году. Но недавние исследования американского аппарата “Одиссей”, который зафиксировал необычный пик солнечной активности (за день выплеснулась годовая доза радиации), настораживают. Проблему еще нужно изучать. Недавно американцы заявили о новой программе исследований Марса с помощью автоматов, рассчитанной до 2020 года. Главная цель — доставить на Землю марсианский грунт. Полет человека в этой программе не предусмотрен. А вот наши ученые готовят именно человеческую экспедицию к Красной планете. По нашим предварительным расчетам, полетит шесть человек. В следующем году совместно с Европейским космическим агентством мы хотим провести наземный эксперимент, моделирующий полет к Марсу. Членами экипажа скорее всего будут только мужчины. Около двух лет они будут жить в изолированном пространстве, имитирующем атмосферу космического корабля.

— Но насколько такой эксперимент поможет ученым понять, смогут ли люди выдержать длительный полет на Марс?

— Вы правы, на Земле условия длительного космического полета смоделировать невозможно. Основное условие любого замкнутого эксперимента — всегда есть возможность открыть люк. Мы спрашиваем: “Объясни, почему выходишь из эксперимента?” А он: “Это мое право, расскажу потом”. Перед запуском российского модуля “Звезда” мы имитировали условия работы на МКС интернациональных экипажей. Японец через три месяца изоляции не выдержал. Это действительно сложно: четыре стены, одни и те же лица...

— И последний вопрос: у космического туризма еще есть перспективы?

— Развитие туризма определяется техническими возможностями. Сейчас американские шаттлы временно не летают, и основные экипажи заняли “Союзы”, не оставив на них места для туристов. Но мы считаем, что космос должен быть доступен для всех. По крайней мере, для всех здоровых людей.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру