“Лужковский стиль” уже не в моде

17 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 597

Московские архитекторы в волнении. Пришла пора снова выяснить — кто из них лучший. В Центральном доме архитектора открылся московский смотр-конкурс “Золотое сечение” зданий и проектов 2002 года. Победители московского конкурса автоматически становятся номинантами общероссийского “Золотого сечения”.

Всего представлено 95 работ — вполне объективная картина состояния московского зодчества. И состояние это неплохое.

— Современной архитектуры становится все больше, — говорит председатель Оргкомитета конкурса Евгений Асс, — пафосные дома так называемого “лужковского стиля” в городе еще строятся, но на выставке подобные проекты уже не представлены.

Городские здания все больше устремляются вверх, все смелее “одеваются” в прозрачные одежды — огромные окна или даже целые фасады из стекла. Изменения коснулись и частного строительства. Богатые заказчики предпочитают ставить не тяжеловесные коттеджи с лепниной, но скорее невысокие “светлые” дома, вписывающиеся в ландшафт, но в то же время очень функциональные. Так, в одном из проектов загородного дома предусмотрен даже “отсек для мытья собаки”. Ярким примером “экологической” архитектуры может служить целый поселок, накрытый одной крышей, размещенный в старом песчаном карьере (архитекторы Ю.Виссарионов, Ю.Геворков, А.Осипов, К.Савкин).

А для Москвы архитекторы предлагают как здания, аккуратно вписывающиеся в старую городскую застройку, так и вполне экстравагантные проекты, эту застройку резко преобразующие. Чего стоит, например, проект развлекательного комплекса на Москве-реке Савинкина и Кузьмина в виде огромной рыбы-кита. Стеклянный фасад здания — это морда и зубастая пасть, а в туловище размещены аквапарк, кафе-рестораны и прочие увеселительные заведения. Современность соседствует с классикой: “Зал прощания” на корейском кладбище в Щербинке выполнен в виде традиционной пагоды (архитектор Ким Ен Гир).

Хуже, чем со зданиями, обстоят дела с “малыми архитектурными формами” — урнами, фонарями и прочей городской бижутерией. Корреспондент “МК” обнаружил на выставке лишь один проект павильона для стоянки автобусов и три проекта городских лавочек. Большой оригинальностью они не отличались.

Помимо проектов на “Золотом сечении” экспонируются эскизы уже построенных объектов. И самые смелые из них, выполненные московскими архитекторами, находятся не в Москве.

— Для чужого города работать легче, — говорит Евгений Асс, — меньше обязательств, не давят личные обстоятельства. Подобных модернистских проектов в центре столицы нет. Но, может быть, это и неплохо...

В любом случае, московская архитектура на месте не стоит. Все ближе подтягивается к мировому уровню.




    Партнеры