Люди в сером

В одной серой-серой стране жили серые-серые люди... Это не детская страшилка, а, как показывает практика, наша с вами нынешняя действительность. Львиная доля продаваемой в стране одежды производится и ввозится в страну нелегально. Вчера кабинет министров обсуждал, как защитить нашу легкую промышленность от обилия “серых” товаров, с которыми она не может конкурировать ни по цене, ни по качеству.


Чиновники наконец-то признали, что “в тени” сейчас ежегодно производится 30 млн. трикотажных изделий. И все это добро выдают на-гора подпольные российские цеха, в том числе и так называемая “вторая смена” на совершенно легальных заводах.

По данным сотрудников Управления по борьбе с экономическими преступлениями столичного ГУВД, 90 процентов товаров известных мировых марок, которые продаются в Москве, — фальшивка. На днях в столице была проведена показательная акция — стражи порядка “накрыли” крупнейший подпольный пошивочный цех (см. “МК” от 15.04.2003), умельцы которого шили одежду и обувь под логотипом известных модельеров “Гуччи”, “Ферре”, “Москино”, “Черутти”... Но сколько таких еще осталось... Дело-то выгодное — никакой конкуренции со стороны отечественных легальных производителей, да и вкладывать слишком много денег не нужно. Удивляет другое: если наши власти могут так точно подсчитать объемы “левой” продукции, которая “лепится” практически под их боком, то почему они не разберутся наконец с этими производствами?.. Вместо этого Минпромнауки, назначенное “ангелом-хранителем” легкой промышленности, в очередной раз седлает своего любимого конька: никаких более оригинальных мер поддержки отечественного производителя, чем увеличение импортных пошлин, им в голову не приходит. Или почти ничего...

Кстати, об импорте. Нелегальный ввоз иностранной одежды и обуви — еще один враг российских “кутюрье”. Объемы товаров, которые привозятся в страну нелегально, минуя всевозможные таможенные процедуры, геройски перебивают то, что производят все наши швейные фабрики, вместе взятые. “Серых” импортных швейных изделий у нас — в 4,5 раза больше, чем “чистых” российских, а трикотажных — в 3,7 раза.

Правда, цифрам этим верить нельзя. Ситуация может оказаться гораздо хуже. Не исключено, что в Минпромнауки ошиблись в расчетах или просто не захотели написать, как реально обстоят дела. По крайней мере в отношении обуви цифры чиновников не дружат с элементарной арифметикой. Они сами пишут, что российские заводы “выдают” в год 20 млн. пар легально, а 28,8 — нет. Еще 40 млн. пар ввозится в страну по всем правилам. При этом россияне ежегодно покупают аж 220 (!) млн. пар. Выходит, что в обход таможни каждый год в Россию “вваливается” 131,2 млн. пар импортной обуви. Увы и ах, это не в 4 (как в этом уверяет министерство), а аж в 6,5 раза больше того, что выбрасывают на рынок российские “сапожники”.

Да о чем можно говорить, если в России, по тем же официальным данным, реально работает всего 312 из 16 тысяч существующих предприятий. Именно эти “стахановцы” и производят около 70% продукции. Чем занимаются остальные — неизвестно: производственные мощности загружены дай бог наполовину. Хотя в стране явный недостаток собственного ширпотреба. Не нужно увеличивать производство только хлопчатобумажных и льняных тканей. По остальным позициям — еще работать и работать.

Что же собираются срочно предпринять власти? Да ничего особенного. Для начала — обновить технику: львиная доля оборудования безнадежно устарела. Впрочем, пока это нам не по карману: модернизация встанет казне как минимум в 2 миллиарда долларов ежегодно, тогда как сейчас на эти цели тратится в 20 раз меньше. Дополнительных денег, понятное дело, нет и в ближайшее время не предвидится.

Но в Минпромнауки вспомнили об импортном оборудовании, которое было закуплено еще в 1992—1995 годах под гарантии правительства и до сих пор лежит на таможенных складах. В свое время, когда эту технику только закупали, забыли, что за растаможку тоже придется платить. Впрочем, в те времена и само оборудование, по большому счету, никого не интересовало: нужно было любой ценой получить кредит под госгарантии и быстренько его “распилить”. В результате “железо”, которое оценивается в 130 млн. дойчемарок (тогда 1 марка стоила примерно полдоллара), так и пылится на складах. При этом с каждым годом оно не только ржавеет, но и “дорожает” (“капают” пени за его хранение). “Видимо, пришло время принять волевое решение и освободиться от этого груза. Иначе оборудование так и будет лежать мертвым грузом, пока не превратится в хлам”, — поделился с “МК” один правительственный чиновник.

Вдобавок чиновники решили объявить войну так называемым толлинговым схемам. Суть их состоит в следующем: иностранные фирмы привозят на переработку в Россию свое сырье, а вывозят уже готовый продукт. На какой-нибудь ивановской швейной фабрике устанавливается дорогое импортное оборудование, завозится добротное сырье (к примеру, ткани и хорошие лекала), и руками местных невест шьются вполне фирменные вещи. Получается, говорят, гораздо дешевле и качественнее, чем в Китае. А потом уже готовую продукцию вывозят из России и продают на международных рынках по мировым ценам.

Так вот, подобные схемы, как особо вредные для бюджета (налоги платятся только с так называемой “добавочной стоимости”), хотят отменить. Отечественные радетели за легкую промышленность пытаются лишить ее огромного куска хлеба, которым кормятся те же Турция, Китай и Вьетнам. Вряд ли подобная борьба вытащит российские заводы из долговой ямы. Пусть уж лучше они работают, чем простаивают. Хотя бы люди будут трудоустроены, да и государству хоть что-то перепадет...

В общем, как показало вчерашнее заседание правительства, Россия в ближайшей перспективе так и останется “серой” страной. Власти особо и не надеются вывести производство из тени. Что уж говорить, если даже глава Минпромнауки Илья Клебанов признался, что задача эта архисложная. И введением повышенных ввозных пошлин ее точно не решить: остатки легального производства уйдут в тень, и Россия превратится в страну “людей в черном”...


P.S. Впрочем, какие-то белые пятна все же появятся. Вчера, сразу после заседания правительства, Михаил Касьянов “по горячим следам” вылетел в Рим. Договариваться с итальянцами о строительстве обувной фабрики под Москвой. Может, хоть она обует наших граждан. А не государство.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру