Зима ушла вместе со снегом, осталась только непролазная грязь и слякоть. И вот тут на помощь приходит очередной член “досочной семьи” — позволяющий покорить любую поверхность маунтинборд.
Можно подумать, что этот “вездеход” придумали как раз для России: известно, что наша необъятная родина славится не только дураками, но и плохими дорогами. Главная фишка маунтинборда: кататься на нем можно в любых погодных условиях, по любому покрытию и в любое время года.
На вид — очень напоминает скейтборд, с примесью чего-то неизведанного. Достаточно крупные ребристые колеса предназначены для любого грунта, а подвижная подвеска позволяет объезжать препятствия. Опять же благодаря подвеске можно ездить, не отталкиваясь от земли, достаточно лишь двигать попой (технология движения, как у змеи) — за счет изгиба тела изгибается подвеска.
Не стоит скрывать, что прыгать и кататься на маунтинборде достаточно сложно. Плотность колес регулируется в зависимости от покрытия, доска терпеливо сглаживает кочки, но совершенно отказывается прощать грубые ошибки. Как только вы подумали, что все под контролем, и немного ослабили бдительность, доска тут же из-под вас выскочит и устремится вниз в гордом одиночестве. Если же потерпеть все эти фортели пару дней, ваше терпение будет вознаграждено...
Немного освоив прямолинейное катание, можно приступать к маневрированию. Поворачивать немного сложнее, чем на снегу, но грунт и асфальт все-таки позволяют кантоваться, а дополнительный тормоз обеспечивает безопасное торможение в сложных ситуациях. Не помешает также обзавестись шлемом и защитой на локти и колени, даже если вы не сходите с ума по фристайлу — поберегите себя на весь сезон. Стиль прыжков на маунтинборде схож со сноубордическим, грэбы (захваты доски) и трюки практически идентичны. Даже подбор доски такой же — все зависит от веса райдера. В зависимости от стиля катания модели маунтинбордов сильно отличаются друг от друга, да к тому же комплектуются креплениями различных систем.
Помимо собственно доски самым тщательным образом подбирается защитная экипировка. Шлем просто необходим: голова еще пригодится. Не помешают также защитные шорты, которые можно надеть под штаны (пятая точка будет вам благодарна), наколенники и налокотники. Ну а перчатки с щитками на ладонях защитят руки. На ноги — кроссовки или скейтерские тапки. Во время катания не забывайте про лиш (ремешок, которым доска привязывается к ноге райдера): в случае падения доска не уедет и не сметет окружающих. В начале занятий можно использовать тормозную систему, которая опционно устанавливается на маунтинборд. Тормоза немного замедлят процесс обучения, но уберегут от большинства падений.
После процедур с подбором доски и экипировки можно приниматься за поиск подходящего места для катания. В идеале — найти небольшой склон, желательно с минимальной крутизной. В качестве покрытия подойдет грунт или небольшая травяная растительность. Немаловажный атрибут — ровный выкат и удаление от проезжей части. Перед началом тренировок нелишним будет проверить крепления и колеса — на всякий случай. Для мелкого ремонта и наладки доски понадобится набор отверток и ключей, которые нужно исправно таскать в рюкзаке. При накачке шин следует помнить о некоторых хитростях. Во-первых — низкое давление в колесах означает медленные, более безопасные спуски, во-вторых — правильное давление в шинах делает езду более безопасной, легкой и до кучи продлевает срок службы шин (смотри по таблице). Катание по бездорожью предполагает пониженное давление в шинах, это увеличивает проходимость. Что касается пружин, то это основной элемент доски, они должны заменяться каждые 6 месяцев или чаще (особенно актуально при агрессивном катании и прыжках с высоты).
СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА
Перед катанием на наклонной поверхности попробуйте доску на плоскости. Попробуйте управлять доской (поворачивать) на ровной поверхности. Помните, что маунтинборд разработан для выполнения поворотов и управления ими, а не для катания на предельных скоростях. Прежде всего нужно научиться контролировать доску, а это значит — следить за собой. Прямые ноги при езде — явление просто ужасное, устойчивость достигается только при согнутых в коленках ногах. Корпус при езде немного разворачивается в сторону движения, при этом центр тяжести тела не должен заваливаться назад.
Не следует кататься по прямой. Старайтесь резать синусоидальные дуги: повороты помогают контролировать скорость.
ПАМЯТКА
1. Всегда используйте соответствующее защитное снаряжение. Как минимум оно должно состоять из шлема, налокотников и наколенников, защитных перчаток, длинных штанов и плотной хлопчатобумажной рубахи с длинными рукавами.
2. Перед началом всегда проверяйте место катания. Берегитесь опасных зон с объектами вроде пеньков, ям, больших камней и т.д. Очистите территорию от предметов типа бутылок, веток... Изучайте местность на наличие травы и других мест для приземления.
3. Настоятельный совет — кататься не одному, а с друзьями. Во-первых, так веселее, а во-вторых, если у вас возникнут проблемы, друзья вас выручат. Мобильный телефон тоже не повредит.
4. Отрегулируйте давление в шинах. Низкое — для медленной езды. Высокое — для быстрой.
5. Систематически проверяйте, чтобы все крепежи были тугими: как до катания, так и после. Вибрация ослабляет болты и винты и может привести к потере частей доски.
ТАБЛИЦА ДАВЛЕНИЯ ШИН
НОВИЧОК от 0,35 до 1 кг/см
РАЙДЕР СРЕДНЕГО УРОВНЯ от 1 до 2,11 кг/см
ПРОФИ от 2,1 до 2,81 кг/см
Не используйте давление больше 3,15 кг/см!