Как бомба об лед

19 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 244

Юг России тонет в паводках. А на Дальнем Востоке, в Сибири и на северо-западе страны гидрологи ломают голову, как спасти от ледохода мосты, плотины и дамбы. Самый быстрый способ — взорвать ледяные заторы, но он таит немалые опасности. Куда предпочтительнее выглядит бомбардировка рек с воздуха.


К “паводковому бомбометанию” военные летчики привыкли, как крестьяне к посевной. С первыми проблесками весны дальневосточных и сибирских пилотов, их коллег из 6-й (питерской) армии ВВС и ПВО начинают атаковать местные боссы с единственной просьбой — “долбануть по чертовой речке как следует”. Просителям, как правило, не отказывают. В этом году начальник главного штаба ВВС Борис Чельцов уже отрапортовал наверх: “Для нанесения бомбовых ударов по ледовым заторам подготовлены экипажи фронтовых бомбардировщиков “Су-24” и штурмовиков “Су-25”. “МК” удалось выяснить: речь идет как минимум о полутора-двух десятках “двадцатьчетверок” и 8—10 штурмовиках. Зоной особого внимания на Дальнем Востоке станут Лена с ее многочисленными притоками и Амур, в Сибири — водные артерии Оби и Енисея, на северо-западе — Печора, Северная Двина и Онега.

При необходимости аэровзломку рек организуют и в Центральной России. Но жителям столицы любоваться бомбометанием не придется. Во-первых, лед на Москве-реке редко достигает такой толщины, чтобы доставлять “сибирские” хлопоты. Во-вторых, использование авиационных боеприпасов всегда чревато: кто же отважится рисковать жизнью простых горожан и тем более обитателей Кремля?!

— Действия авиации согласованы и спланированы совместно с МЧС и Росгидрометом, — подчеркивает Борис Чельцов и тут же уточняет: — Пока нет приказа на бомбометание, летаем на воздушную разведку.

Приказ непременно будет, и летчики набомбятся от души. Боевая нагрузка “Су-24” — 8 тонн, а у “двадцатьпятки” — 6. Бомбер может тащить на борту 16 500-килограммовых или 32 250-килограммовых фугасных авиабомбы, за один заход взламывать лед на участке два километра. У штурмовика возможности скромней, но и он — сила. Если, конечно, в кабине сидит опытный летчик, а не мазила. В прошлые годы серьезных ЧП не было, но промахи случались. Например, на Лене пилоты так неудачно долбанули по ледяному затору, что тут же образовался новый. А на Северной Двине бомбы превратили ледяную кромку в решето, но так и не вскрыли реку.

Чтобы такое не повторялось, сейчас организуют разведку: летчики — воздушную, саперы МЧС — наземную, точнее ледовую. Границы участка, куда надо уложить бомбы, обозначают краской (ее сбрасывают с “вертушек” в дырявых бочках) или другими хорошо заметными с высоты ориентирами. Пилоты обычно работают парами, для подстраховки на связи с ними авианаводчик. Он же корректирует бомбометание и фиксирует количество разрывов. Если на боеприпасе не сработал взрыватель (и такое случается), бомбу потом приходится искать водолазам.

Для бомбардировки узких и извилистых мест реки — меандр — самолеты малопригодны. Тогда за дело берутся экипажи тихих и юрких “вертушек”. На днях в Вологодской области эмчеэсники закончили испытание установленного на “Ми-8” приспособления с мудреным названием — “Дистанционная система дробления льда и уничтожения заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов”.

— На внешней подвеске закрепляют стол-лоток и кладут туда 40-килограммовый мешок аммонита или гранулотола, — объяснил “МК” начальник отдела авиационно-спасательных средств МЧС Алексей Мозговой. — К мешку крепится взрыватель с замедлителем и тремя степенями предохранения. Перед сбросом взрыватель приводят в действие — примерно как из гранаты выдергивают чеку. И — на лед...

На реке Великий Устюг, где испытывали систему, вертолет шел на высоте два метра со скоростью 7—10 км/ч. Десяти мешков со взрывчаткой хватило, чтобы “прорубить” колею в полуметровом ледяном панцире. А вообще новинка гарантирует безопасность “вертушки” после укладки на лед 15 таких зарядов.

— Закладывать взрывчатку удобнее на месте, — признает Мозговой. — Но, если это невозможно, наша система эффективней бомбометания. Во всяком случае, мешок ото льда не отскакивает, как бомба. Опять же кучность и точность укладки выше самолетной, вреда природе меньше. Наконец, цена подходящая — куль промышленного аммонита тянет на 500 рублей. А бомба сколько стоит?

Между прочим, раньше все вылеты на ледовое побоище военной авиации оплачивало МЧС. Теперь весенней ВВСной монополии может прийти конец.




    Партнеры