Он ушел вслед за табором — в небо

19 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 204

— Знаете, я всегда боялся слов, как в американском кино в конце всегда: “I love you!” Или: “Ты в порядке?” Сейчас половина Москвы говорит при встрече “Ты в порядке?” Да пошли вы! Что же за гусино-куриный язык! Давайте я вам лучше свои стихи почитаю, — говорил о любви в своем интервью “МК” четыре года назад Эмиль Лотяну — красивый человек, привыкший все в своей жизни делать красиво — красиво любить красивых женщин, красиво снимать красивые фильмы. “Табор уходит в небо”, “Мой ласковый и нежный зверь” — это азбука любви.


18 апреля он умер. После тяжелой болезни в московском госпитале имени Вишневского на 67-м году жизни скончался режиссер, который не стеснялся снимать красивые фильмы. 25 лет назад его “Ласковый и нежный зверь” открывал Каннский фестиваль. У фильма была отличная зарубежная пресса, во Франции он долго держался в десятке лучших, но у нас не было ни строчки по этому поводу. Он никогда не был покладистым. Он говорил: “Мой принцип — я всегда беру самое лучшее”.

Эмиль Лотяну родился 6 ноября 1936 года в селе Секуряны на Черниговщине. В 1953 году поступил на актерский факультет Школы-студии им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТе, а в 1962 году закончил режиссерский факультет ВГИКа. Лотяну дебютировал в кино в 1964 году фильмом “Ждите нас на рассвете”. В 1972-м он получил приз кинофестиваля в Сан-Себастьяне за кинопоэму “Лаутары”, рассказе о народных музыкантах. Но самую большую известность режиссеру принесли картины “Табор уходит в небо” (Гран-при фестиваля в Сан-Себастьяне), “Мой ласковый и нежный зверь” и “Анна Павлова”.

А теперь, после скупых строк биографии, несколько его фраз из того его интервью.

“Я готов ответить на любые вопросы, я — абсолютно открытый человек, за что и страдаю. Вы не поверите, моя жизнь очень мистичная и как-то фатально организованная”.

“Еще я дружил с Сергеем Параджановым, с Васей Шукшиным. Мы переписывались с Параджановым, я собирал ему посылки в лагерь. Я одним из последних видел Шукшина... Больше всего я ценю дружбу, у меня просто культ преданности”.

“Вот сейчас придумали феминизм какой-то дурацкий. Равенство женщине ни к чему. Какое может быть равенство?!! Женщина становится женщиной, когда ее начинают поднимать на руки. И в таком положении она уже точно не может быть равной мужчине. Я всегда носил своих женщин на руках, и в моих фильмах этого полно, потому что — прекрасно”.

На вопрос, почему актрисы, блиставшие у него, не повторили своего успеха у других режиссеров, он ответил: “Я всегда брал драгоценные камни сложной фактуры. Но бриллианты не играют в чужих руках”.

Актриса Светлана Тома, сыгравшая в фильме “Табор уходит в небо” свою лучшую роль, сказала спустя тридцать лет после их встречи: “Все мужчины по сравнению с ним — пигмеи!”

Панихида состоится 20 апреля в 11 часов в фойе большого зала Дома кино.




    Партнеры