“Москвич” заглох

19 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 435

Уже десять лет “Москвич” то входит, то выходит из ступора. Но начать нормально работать, правда, предприятие никак не может. Мешают советские долги, которых на сегодняшний день накопилось около 800 млн. долларов. На ум приходит одно-единственное правильное решение — банкротство. Однако все последние годы московские и федеральные власти отгоняли эту мысль как бредовую: мол, негоже московскую реликвию пускать на ветер. И вот теперь час АЗЛК, похоже, пробил. Дело дошло до суда. В Арбитражный суд Москвы подан иск о возбуждении процедуры банкротства в отношении АО “Москвич”.

Существование предприятия в последние годы напоминает историю развития неизлечимой болезни. Конец тем не менее ясен — смерть. А были времена, когда “Москвич” действительно был автогигантом. На нем работало больше 30 тысяч человек. Сейчас числится 2500: примерно по 132 человека в цехах и 50 — в заводоуправлении. Да и те не получали зарплату больше года.

В московском правительстве утверждают, что процедура банкротства, в ходе которой оценят финансовое состояние завода, проведут выверку долгов, займет 2—3 года. А уж затем предложат план оздоровления предприятия. Дескать, он уже разработан. Впрочем, это вовсе не означает, что в будущем с заводского конвейера будут выезжать новенькие “Москвичи”...

АЗЛК кое-как существовал с 50-х годов и протянул бы, несомненно, до сегодняшних дней. Если бы в 80-е годы тогдашнее правительство не сделало первый ход навстречу... сегодняшнему банкротству: было принято распоряжение о выделении средств. Предполагалось, что деньги пойдут на разработку и производство современных моделей. Однако это эпохальное решение совпало с началом экономических перемен в стране, и кредитный ручеек мало-помалу иссяк. Успели закупить лишь часть оборудования. А поскольку собирать конвейер наполовину никакого смысла не было, многие коробки с тех пор даже не распаковывали. Новые станки были размазаны тонким слоем по всем предприятиям автопрома, которые тогда работали в кооперации с “Москвичом”.

В итоге вместо новых машин появились сплошные долги. Которые почему-то повисли на одном-единственном московском предприятии. На сегодняшний день задолженность предприятия перевалила за 800 млн. долларов, и с каждым годом эта сумма только увеличивается. Попытки руководства АЗЛК доказать, что возврат кредита зависит вовсе не от завода, результата не возымели. Да и аргументы у руководства АЗЛК все это время были не шибко убедительными. Нормальной современной модели на заводе так и не родилось.

На заводе уже который год идет настоящая битва за выживание: то отключают тепло, то воду, то вырубают свет. Проблемы с комплектацией автомобилей стали хроническими — спрос начал приближаться к нулю. За последние два года на “автогиганте” собрали всего 800 машин. От “Москвичей” отвернулись даже старые поклонники. На смерть крупнейшего столичного завода надо было решиться лет тридцать-сорок назад. Еще Косыгину или Брежневу, когда на берегах Волги построили новый автозавод.

Сегодня вся абсурдность ситуации заключается в том, что АЗЛК — акционерное общество, контрольный пакет которого находится в руках у государства. Основной кредитор тоже, впрочем, казенная структура — “Мосэнерго”, только имеющая собственника на уровне города. Вот и получается, что страна как бы должна сама себе.

Московское правительство неоднократно заявляло, что у него есть огромное желание получить контрольный пакет АЗЛК в свои руки. Однако при этом упорно требовало списать с предприятия “советский долг”. Против чего всегда резко выступал Минфин.

Впрочем, долговой вопрос вовсе не безнадежен. По мнению депутата Мосгодумы Михаила Вышегородцева, даже под лежащим на боку предприятием достаточно собственности. Если ей разумно распорядиться, хватит на всех кредиторов. Кроме того, есть цеха, на которые тоже может найтись покупатель. В общем, АЗЛК еще может на что-то сгодиться. Правда, ответить на вопрос, что будет с предприятием дальше, невозможно, пока на заводе хозяйничает кризисный управляющий…

Как это частенько случалось в последнее время в России, вместе с временным руководством на предприятие приходил больший хаос. К тому же даже в идеальных условиях “антикризисник” многого сделать не сможет. Невозможно быстро переделать автомобильный конвейер в дискотеку, чтобы при этом все оказались довольными.

И все же надежда на то, что на АЗЛК все же будут собирать машины, пока теплится. Как стало известно “МК”, сейчас немецкие производители автомобилей активно ищут площадку для производства в России. И хотя в “москвичовских” гайках есть немецкая кровь (первый “Москвич” делался по образу и подобию “Опеля-Кадета” военных времен), московским властям от таких перспектив мало что светит. Собственности города в АО нет. Да и непонятно, потянут ли все эти партнеры дорогостоящую московскую землицу. Слишком много на ней повисло долгов. Так что история с “Москвичом” только начинается. Правда, теперь с конца.






Партнеры