В Mавзолее завелись лягушки

Сто лет и еще 33 года — вот сколько времени тянется ленинский след по земле русской. Нет, конечно же, потери на фронтах борьбы за увековечивание вождя мирового пролетариата имеются: персональный орден Ильича упразднили, город на Неве обратно в Петербург “перекрестили”. Но все-таки в современной России и ее ближайших “СНГовских” окрестностях если уж не “дело Ленина”, так память о нем живет.

Только в одной лишь Москве сохранился десяток улиц и проспектов, где фигурирует знаменитый псевдоним революционера Ульянова. А в Ногинске на главной магистрали все дома украшены новенькими табличками — “ул. 1-я Ильича”.

— Кто такой этот Ильич? — спрашиваем у местных подростков.

— Шут его знает, — отвечают те.

Но чаще всего, как убедились репортеры “МК”, о “самом человечном человеке” напоминают скульптурные произведения. За казенный счет их теперь не ставят, зато личная инициатива граждан по-прежнему присутствует. Вот, скажем, московский художник Дмитрий Широков, увлекшись созданием керамических изделий, вылепил из глины миниатюрную копию Мавзолея Ленина и поместил свое творение в домашний аквариум, где обитают экзотические шпорцевые лягушки. Теперь эти земноводные вполне могут устраивать демонстрации перед Мавзолеем.

Совсем иное воплощение памяти об Ильиче можно обнаружить в Крыму. На мысе Тарханкут в одной из бухт отдыхающие несколько лет назад организовали подводную галерею ленинских памятников. Энтузиасты-любители дайвинга привозят из школ, бывших красных уголков и прочих “ритуальных мест” списанные за ненадобностью бюсты и скульптуры главного большевика и устанавливают их на черноморском дне. Счет экспонатам в этой уникальной галерее пошел уже на третий десяток!

А Владимира Кузнецова, живущего в поселке Воскресенское на Нижегородчине, унылый вид памятника своему знаменитому тезке на площади перед местным Домом культуры подтолкнул к изобретению. Кузнецов так огорчился видом многочисленных “автографов”, оставленных голубями на монументе, что придумал приспособление, способное прогонять пернатых с памятников.

— Главной защитой является металлическая сетка, закрепленная на горизонтальных поверхностях памятника, к которой нужно подключать слабое электрическое напряжение, — объясняет автор. — Птица приноровится усесться на голову Ильичу — тут ее током и тряханет!

Наиболее оригинальный из сохранившихся памятников Ленину спрятался на территории депо Московского отделения Октябрьской железной дороги. Скульптура “деповского” Владимира Ильича является не только одним из первых изваяний вождя, созданных в России, — она еще и установлена на супероригинальном постаменте, изготовленном... из кусков старых паровозов!

Осенью 1925 года на партсобрании в паровозных мастерских было высказано предложение в честь очередной годовщины революции поставить памятник Ленину. Поскольку времени до красной даты календаря оставалось мало, железнодорожное начальство решило передать “паровозных дел мастерам” скульптуру вождя из вестибюля Ленинградского вокзала (на освободившемся месте позднее установили более монументальное изваяние Владимира Ильича). Так небольшая фигура, изготовленная в мастерской известного скульптора Меркурова, перекочевала в нынешнее локомотивное депо.

Проект постамента лично разработал начальник одного из участков мастерских Яковлев. Он увлекся конструктивизмом, и в результате получилось необычное сооружение из паровозных реверсов, шатунов, масленок, кулис, опирающееся на четыре старых колеса от тендера.

“Паровозный” Ильич — хоть он и гипсовый — до сих пор неплохо сохранился. А его пьедестал вызывает огромный интерес у наших и зарубежных поклонников старой железнодорожной техники. Не так давно британские любители паровозов даже предлагали дать деньги на постройку внушительного гранитного постамента для памятника, прося взамен лишь старинные кованые колеса, на которых сейчас установлена вся конструкция. Однако предложение англичан не нашло отклика у путейцев: Лениных, стоящих на каменных постаментах, много, а вот “колесный” Владимир Ильич — один!

Кстати, подавляющее большинство электровозов, таскающих грузовые и пассажирские составы, названо в честь все того же Ильича. Еще полвека назад первые отечественные локомотивы для электрифицированных участков пути получили обозначение ВЛ — “Владимир Ленин”. С той поры и пошла традиция. Работали в Советском Союзе ВЛ-22, ВЛ-8, ВЛ-23; теперь их место заняли более мощные ВЛ-10, ВЛ-11, ВЛ-80.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру