Тайна мешка с мусором

24 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 218

В первые годы нового века культурная жизнь России протекает под знаком строительства новых зданий для “заклятых друзей”: Большого и Мариинки. Но если вторая сцена Большого выдержана в духе старого театра и вмещает в два раза меньше зрителей, то в Мариинке все намного серьезнее. Построить для нее новое здание пожелали лучшие архитекторы-авангардисты мира, и можно сказать практически со 100-процентной вероятностью, что по “эпатажности”, необычности и техническим возможностям Мариинке-2 не будет равных в мире.


Сначала власти Петербурга хотели тихо-мирно провести конкурс проектов на реконструкцию театра, а затем поставить правительство перед фактом финансирования работ. Но против такого хода событий были художественный руководитель Мариинки Валерий Гергиев и тогдашний глава Госстроя России Анвар Шамузафаров. Во многом благодаря их стараниям конкурс и стал международным. Официально он начался 14 января, а имя победителя станет известно 28 июня. При этом петербуржцы должны будут увидеть первые постановки в Мариинке-2 уже в 2005 году.

Всего к конкурсу было допущено 11 команд: 5 российских и 6 зарубежных. Несмотря на яростное сопротивление ретроградов из администрации Петербурга, в число участников по настоянию Гергиева были включены и зубры мирового архитектурного авангарда Арата Изодзаки, Эрик ван Эгераат и ночной кошмар губернатора Яковлева, лидер деконструктивистов Эрик Мосс.

Конкурсные проекты охраняются не хуже военной тайны. Гергиев лично потребовал полной закрытости соответствующей документации от прессы, чтобы в обществе не накалялись ненужные страсти. Однако корреспонденту “МК” удалось разведать некоторые детали.

Выбрать действительно есть из чего. Администрация Петербурга сегодня склоняется к проекту Марио Ботты, основная идея которого — восстановление монументальности в своих правах. Новая Мариинка в видении Ботты — это простые формы и крупные объемы, облицованные кирпичом или камнем.

Самым же эпатажным выглядит проект Эрика Мосса. От него рафинированная культурная тусовка Северной столицы до сих пор не может спать спокойно: здание из кирпича, заключенное в гигантский стеклянный куб, который сам Мосс охарактеризовал как “мешок с мусором”, преследует ее даже во сне. В то же время Мариинке от Мосса не откажешь в энергетике — пластичность, вольная форма, незаконченное движение нового здания, как модно сегодня говорить, “внушают”.

По нашим данным, больше всего шансов победить как раз у Мосса. Ведь что бы там ни говорили петербургские власти, окончательное решение все равно будет приниматься в Москве. Серьезный аргумент в пользу предложения Мосса и то, что все его сооружения хотя и балансируют на грани скандала, неизменно пользуются ошеломляющим коммерческим успехом. По слухам, Мосс уже пообещал Гергиеву, что если его проект будет одобрен, то поддерживающая его лос-анджелесская девелоперская группа Samitaur Smith сумеет найти необходимые для строительства и обустройства нового здания 300—400 миллионов долларов.

Впрочем, немало понадобится и для реконструкции существующего здания Мариинки. Начнется она аккурат после празднования 300-летия и будет проводиться за счет кредита Мирового банка в размере 50 миллионов долларов. Сначала будут отремонтированы оркестровая яма, гримуборная и репетиционный зал, а также подкрашены фасады. Когда же труппа переедет в новое здание, в первой Мариинке обновят сцены и отреставрируют зрительный зал, одновременно проведя замену всех коммуникаций. Закончиться реконструкция должна в 2006—2007 годах.

Впрочем, какой бы из вариантов ни был выбран, уже ясно, что второе здание Мариинки будет расположено за Крюковым каналом на территории архитектурного комплекса Новая Голландия, для чего планируется снести ДК им. Первой пятилетки, жилой дом в 42 квартиры и школу. Старое и новое здания легендарного театра будут соединены прозрачным мостом из стекла и металла шириной 18 и высотой 12 метров, который требуется для транспортировки декораций.

Сегодня, когда до оглашения итогов конкурса осталось всего ничего, Петербург фактически находится на перепутье. Если Владимир Яковлев сумеет настоять на своем, то Северная столица по-прежнему останется городом-музеем эпохи золотого века русской архитектуры. Если же победят бросившие вызов зодчим XVII—XIX веков Мосс и Гергиев, то Петербург встанет в ряд суперсовременных западных мегаполисов, в очередной раз за уши втянув Россию в центр мировой архитектурной жизни.



Партнеры