Драма “Спартака”: Кто виноват?

Злость, горечь, бессилие. Хочется ругаться матом. Спартаковские болельщики в шоке. Даже соперники суперклуба разводят руками. Сникает лидер, сникает и весь чемпионат. Раньше у всех был комплекс “Спартака”, теперь он сам теряется перед соперниками, которых раньше бы и не заметил. Конечно, все сейчас пытаются понять, кто виноват, что клуб разваливается на глазах. Руководство валит все на игроков. А игроки существуют как будто сами по себе. Это видят все, кто любит клуб и переживает за него. Раньше было понятие “спартаковский дух”. Теперь — его нет. Сплошная разобщенность...


Для российского болельщика спартаковская тема всегда была животрепещущей. “Спартак” хвалили взахлеб, когда он обыгрывал “Аякс”, “Реал” и “Арсенал”, со сдержанным скепсисом относились к его чересчур легким победам в чемпионатах, гневно бранили за случавшиеся время от времени неудачи на международной арене... И при всем при том всегда спрашивали с него по высшему разряду.

“Спартак” поднял планку собственных достижений на такую высоту, что по сути лишился морального права играть средне или ниже среднего. И когда осенью прошлого года случилось беспрецедентно провальное выступление в Лиге чемпионов, мы лишь удивленно пожимали плечами. Но ни тогда, ни позже, зимой, когда Олег Романцев по крупицам собирал новую команду, никто и представить не мог, что может быть еще хуже. Оказывается, может.

Нынче “Спартак” не просто занимает третье с хвоста место в турнирной таблице и не просто бьет все математические антирекорды. Самое страшное, что девятикратный чемпион напрочь утратил собственное лицо, тот самый неподражаемый почерк, который отличал его во все времена. Поэтому нет ничего удивительного в будоражащих футбольный мир закулисных разговорах о неотвратимости расставания с Романцевым и, более того, о желании нынешних спартаковских хозяев передать клуб в другие руки.

Воскресный поединок с “Торпедо” выглядел на фоне всего происходящего не более чем очередной неудачей, которая, впрочем, рискует переполнить чашу терпения многомиллионной, как принято писать, армии спартаковских болельщиков. Команда, не без основания снискавшая репутацию истинно народной, вновь предстала неуправляемой и бесхребетной. Физическая мощь, на которую уповали зимой спартаковские руководители, себя вновь не обнаружила, а попытки Титова и компании возродить уже забытую фирменную игру выглядели спонтанными и жалкими.

Справедливости ради стоит заметить, что “Спартак” играл без основного вратаря Баги и без четырех ключевых защитников: Мойзес и Деменко травмированы, Ковтун отсутствовал по семейным обстоятельствам, а Кебе в очередной раз задержался после отлучки в родной Сенегал. Поэтому два знаковых гола бывшего спартаковца Александра Ширко можно расценивать не только как символ не поддающейся объяснению трасферной политики, но и как следствие серьезных кадровых проблем в обороне. Но чем объяснить атакующую беспомощность?

— Главная причина поражения — безалаберное отношение футболистов к своим обязанностям, — заметил в разговоре с корреспондентом “МК” спортивный директор клуба Александр Шикунов. — Будем разбираться, и к матчу с “Шинником”, уверяю вас, команда предстанет в ином виде. Тем более что в строй вернутся и Баги, и Мойзес, и Ковтун, и Кебе... В футболе случается всякое, но речь идет о становлении абсолютно новой команды, которое, разумеется, требует немалого времени. А пока могу сообщить лишь, что недавно компания “Лукойл” приобрела часть спартаковских акций, но это не более чем внутреннее дело клуба.

Акции, не спорю, дело внутреннее. Зато состояние дел в “Спартаке” — дело общественное. И с этим ныншенее руководство клуба не согласиться не сможет...


Вагиз Хидиятуллин: “Спартак” сейчас напоминает боксера после нокдауна”

Вот что думает защитник “Спартака” и сборной России 80—90-х годов о нынешнем положении в любимой команде.

— Вагиз, я понимаю, вопрос тяжелый, но что чувствуете сейчас вы, один из ярких игроков “Спартака”?

— То, что я чувствую, — не для печати. Одно могу сказать: ситуация нездоровая. Честно говоря, не знаю, что именно происходит в команде. По игре, конечно, большущие проблемы. Почему? У ряда футболистов, в основном легионеров, налицо отсутствие опыта. И живости нет на поле.

— Складывается ощущение, что команды “Спартак” сейчас не существует, а есть игроки, которые действуют на поле сами по себе.

— Команда сейчас напоминает боксера после нокдауна. Я заметил: как начинает пропускать, сразу теряется. Футболисты должны подсказывать друг другу, что делать, как играть, а не действовать по отдельности.

— И в чем же вы видите выход?

— В работе. И это касается не только состава. Руководства тоже. Помимо налаживания игровых связей клуб нуждается в качественной селекции.


Геннадий ЛОГОФЕТ: “Лидеры болеют, сильных фигур нет...”

— Я никогда не терял веры в “Спартак”. Команда должна выправиться. Во втором круге красно-белые всегда играют лучше. Главное, чтобы выздоровели лидеры Парфенов и Титов. Знаете, Егор — мой любимый игрок в команде.

— Но “Спартак” еще никогда в чемпионатах России не оказывался после четверти сезона на столь низком месте...

— Да, потому что играет без лидеров. А лидер пока один — Титов. Поэтому команда и не может собраться, если пропускает первой. Сразу опускает руки. Так уж получается, что изменить результат в критической ситуации могут сильные фигуры.

— Нужна ли дополнительная селекционная работа?

— Еще бы. И “Спартаку” особенно.

— Что вы можете сказать о ситуации с вратарями?

— Знаете, я раньше Ринату Дасаеву говорил, чтобы взбодрить: “Могла бы выигрывать сборная по хоккею без Третьяка? Нет”. Вот так и сейчас — нет у нас вратарей столь высокого уровня в футболе. Как, кстати, и в хоккее...


Максим ЛЕВИЦКИЙ: “К развалу команды Романцев отношения не имеет”

Бывший вратарь красно-белых рад, что больше не играет в “Спартаке:

— “Спартак” сейчас — это не команда. Это по большей части молодые игроки, легионеры. Они понятия не имеют, что такое командный дух. По отдельности характер у них, возможно, и есть, но в целом... Когда я пришел в клуб — вот тогда команда действительно была. В нее можно было вписаться, не вписаться, но она была. Все друг друга знали глубоко, понимали — и в жизни, и на поле. А сейчас от того состава осталось-то полтора человека: Титов да поломанный Парфенов.

Думаю, если бы старый состав остался в прошлом году, мы бы победили. Потому что мы были способны забивать на последних секундах, а сейчас стоит “Спартаку” начать проигрывать — игроки сразу опускают руки. Разве это футбол!

— Конечно, Егор никогда сам в этом не признается, вероятно, тяжело ему капитанить в такой обстановке?

— Тяжело, но он держится. Футбол есть футбол. Я лично к руководству “Спартака” никаких претензий не имею, потому что все обязательства по контракту оно выполнило до запятой. А моральный фактор... Да по сути и он давно перестал давить. Жизнь все по своим местам расставляет. Символично: у “Черноморца” положение сейчас лучше, чем у “Спартака”. У него 8 очков, а у красно-белых — только 6.

— Как думаешь, новое руководство оказывает давление на Романцева? Насколько я помню, Олег Иванович всегда очень хорошо к тебе относился, и не думаю, что решение убрать тебя из “Спартака” исходило от него.

— Конечно, не от Романцева. Я не берусь судить, что происходит в руководстве клуба, но вот вам живая ситуация — главный тренер говорит мне: “Ты мне нужен”. Олег Иванович действительно хотел, чтобы я остался, но президент сказал: “Нам такой вратарь не нужен” — и я должен был уйти. В общем, лично я никоим образом кризис “Спартака” с именем Романцева не связываю.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру