“Россия”: Сезон “Идиота”?

8 мая 2003 в 00:00, просмотров: 156

В популярном некогда журнале “Советский экран” высокие кинокритики время от времени дискутировали на тему т.н. серого кино. “Безобразие! Снимается слишком много проходных фильмов!” — взывали одни.


“Ерунда! — отвечали им другие. — На один бриллиант всегда приходятся тонны пустой породы”. И они были в чем-то правы — шедевры Чухрая, Тарковского и Гайдая тому подтверждением. Подлинный век “серого кино” наступил в России позже, в 90-е годы, и продолжается до сих пор. С той разницей, что шедевров совсем не делается.


Плачут, глядя на современное наше кино, великие режиссеры и актеры времен расцвета социалистического реализма. Клянут почем зря развратное ТВ. Всем хочется, чтобы из сора, в соответствии с поэтической теорией Ахматовой, росли цветы. Но упорно растут только доходы тех, кто занимается кинобизнесом. Корыстный интерес прикрывается аргументом рейтинга. Никого не интересует срок годности такой кинопродукции. Кто будет смотреть все это кинонепотребство через пять, десять, пятнадцать лет? Разве что студенты медицинских вузов, изучающие психические аномалии?!

По правде сказать, в подходящем к концу телесезоне были показаны работы отечественных создателей, чего-то стоящие с точки зрения искусства. “По ту сторону волков” (Первый), “Пятый ангел” (НТВ), “Бригада” (“Россия”). Стремление к “старому и доброму” просматривается на REN-TV. Самым ярким образчиком “REN-фильма” стал, конечно, “NEXT”. Закрывает сезон “большого телекино” совершенно неожиданный проект от “России” — “Идиот”. У этого произведения Достоевского неудачная киносудьба. Есть прекрасная экранизация от режиссера Ивана Пырьева с Юрием Яковлевым и Юлией Борисовой, недавно показанная по “Культуре”. Но, увы, в те “золотые”

50-е годы режиссер сподобился снять только первую часть фильма. В наше время на “Идиоте” порезвилась “золотая молодежь” — режиссер Роман Качанов, Артемий Троицкий, Иван Охлобыстин. Все они отличные ребята, и кино у них получилось прикольное — в стиле “капустника”. И вот теперь заняться классикой пришел черед “России” и режиссера Владимира Бортко. Сказать, что это очень оригинально, значит не сказать ничего. Подобное просто не приходило на ТВ никому в голову последнее десятилетие! Никто ни за какие коврижки эту самую классику экранизировать не хотел — нет, мол, спроса. Продюсеры обходятся малой кровью, находят более-менее качественные импортные сериалы про “ихнюю” жизнь, вроде “Секса в большом городе”, “Клана Сопрано” (НТВ) или доморощенную “Тайгу” (“Россия”), “Границу” (Первый) плюс всевозможные вариации на тему “менты — всем кранты”.

Экранизировать, популяризировать классику решилась только преисполненная государственности телекомпания “Россия”. Повышенные кинематографические обязательства взяты ею не случайно. Во многом здесь “виновата” личность режиссера Бортко. Его всем известное творение “Собачье сердце”, наверное, единственный телефильм, который современное поколение кинематографистов без вопросов может оставить в подарок своим внукам. Скорее всего поэтому он и получил карт-бланш на “Идиота” (кроме этого он собирается-таки сделать фильм по “Мастеру и Маргарите”).

Премьера “Идиота” на “России”, скорее всего, развеет идиотическое утверждение телепродюсеров, что телезритель, мол, жаждет только насилия, примитивного зрелища и ничего другого смотреть не желает. Хорошо, если это разоблачение и станет венцом нынешнего сезона телекино.




Партнеры