“Звезда” “Мосфильма” взошла на Балканах

13 мая 2003 в 00:00, просмотров: 274

Только что закончилась Неделя “Мосфильма” в Македонии. С 6 по 13 мая в двух главных городах этой страны — Скопье и Битоле — при полных залах шли наши фильмы. Как новые: “Звезда” Николая Лебедева, “Яды, или Всемирная история отравлений” Карена Шахназарова, “Кто, если не мы” Валерия Приемыхова, “Зависть богов” Владимира Меньшова, так и из “золотого фонда”: “День полнолуния” Карена Шахназарова, “Освобождение” Юрия Озерова, “Война и мир” Сергея Бондарчука. Поскольку русская диаспора в этой стране чуть больше двухсот человек, миф о том, что наше кино нужно за границей только нашим же эмигрантам, можно считать развеянным.


Удивляло все. И то, что на Балканах, которые во всем равняются на Запад, по словам посла России Агарона Асатура, “нас любят и многого от нас ждут”. И то, что русское кино в Македонии вовсю смотрят по ТВ, на видео, в основном на пиратских видеокассетах (если б не приносило прибыль, пираты бы этим занимались.) И то, что инициатором Недели “Мосфильма” в Македонии стал Македонский союз кинематографистов, который рассчитывает на профессиональное сотрудничество — создание копродукции, прокат их фильмов у нас и наших у них.

Кстати, нельзя сказать, чтобы македонцы сидели без работы. Хотя бы потому, что спрос на их натуру — невероятной красоты горы, реки, озера — у тех же американцев высок. Группам из Голливуда нравится тут снимать — красиво и недорого. Здесь снимали, например, “Миротворца” Мими Ледера с Джорджем Клуни и Николь Кидман в главных ролях (где, кстати, в роли второго плана снялся наш Александр Балуев, который у македонцев такой же суперстар, как заокеанские звезды).

“Балканский принц” Эмир Кустурица снял в Македонии два своих фильма — “Дом для повешения” (в нашем прокате “Время цыган”) и “Черная кошка, белый кот”.

А главное направление македонской киноиндустрии — совместное производство фильмов с другими странами. Кстати, последний македонско-болгарский фильм “Подогреть вчерашний обед” отобран в конкурсную программу Московского кинофестиваля-2003.

Открылась Неделя “Мосфильма” картиной Николая Лебедева “Звезда” в центральном кинотеатре “Фросина”. Как сказал со сцены министр культуры Македонии Благой Стефановски, они специально поспешили закончить ремонт в зале к началу русской недели. Люди после просмотра выходили ошарашенными. Если вначале, когда на экране появился символ “Мосфильма” — скульптура “Рабочий и колхозница”, раздались аплодисменты, то после трагического финала “Звезды” стояла та самая тишина, которая ярче всяких оваций. После паузы к исполнительнице главной женской роли картины Екатерине Вуличенко выстроилась очередь за автографами. Профессионалы выразили свое восхищение иначе — режиссеры поспешили записать координаты актрисы.

Перед торжественным открытием Недели “Мосфильма” делегация — зам. гендиректора киноконцерна “Мосфильм” продюсер Александр Литвинов и, как говорят в Македонии, “актерки” Екатерина Вуличенко и Анна Герм (“День полнолуния”) — рассказала о сегодняшнем дне русского кино и своих работах. Македонских журналистов волновало, сколько сегодня производится фильмов в России, что идет в русском прокате и не мечтают ли наши актрисы о Голливуде.

— Если в середине 90-х годов в России снимали 5—10 фильмов в год, то теперь до 60, — успокоил балканских коллег Литвинов. — Сейчас в работе на студии 90 проектов, из них 30 художественных фильмов. “Звезда” — гордость “Мосфильма” — участвовала в двадцати международных и российских фестивалях. Так что трудные времена миновали. Чего пока не скажешь о прокате, поскольку американских фильмов сейчас в московском прокате — 96%, а по стране — 90%. Хотя в прошлом году уже пять российских фильмов преодолели по сборам миллионный

(в долларах) рубеж: “Звезда”, “Война”, “Олигарх”, “Антикиллер” и “Займемся любовью”. “Мосфильм” решил по-своему напомнить зрителям о русском кино: раз в неделю по воскресеньям в двух столичных кинотеатрах (“Художественный” и “Мир “Кинотавра”. — Е.С.-А.) мы показываем начиная с января этого года на одном сеансе фильмы нашей студии — и “золотую коллекцию”, и недавно снятые — бесплатно.

Актрисы же заявили, что реально смотрят на вещи и не думают о заоблачном, поскольку Голливуд свято блюдет свои ряды и людей даже с минимальным акцентом не любит. Также молодых “актерок” спрашивали, что они предпочитают — театр или кино. Катя Вуличенко сказала, что ее дебют в кино состоялся, когда она еще училась в школе, — в “Змеином источнике” Николая Лебедева. По окончании же Щепкинского училища она сразу снялась в “Звезде” у Лебедева же, а потом получила приглашение на главную роль в четырехсерийном телефильме Валерия Ахадова “Свободная женщина”, поэтому думать о театре пока не пришлось. Анна Герм же рассказала, что после ГИТИСа играла в Театре им. Маяковского, в антрепризах. Кинодебют состоялся в “Дне полнолуния” у Шахназарова в 1998 году (главная роль в партнерстве с Андреем Паниным). Дальше пошли, как у большинства наших актеров, сериалы — “Директория смерти”, “Каменская”, “Крот”, “Монах”, “Евлампия Романова” (два последних еще не вышли на экран). А в прошлом году ее позвали на главную роль в сериале “Черный ворон” (52 серии) — проект растянулся на два с половиной года, так что даже мысли о театре пришлось оставить.

В конце Недели македонские и русские кинематографисты решили сделать мини-фестиваль “Мосфильма” ежегодным.

Подобных международных акций “Мосфильм” проводит много — по всему миру. За пять лет — уже около 40. В прошлом году Дни “Мосфильма” проходили в Болгарии, Чехии, Финляндии, Молдове, Гонконге, Берлине, Каннах, Швеции, Армении, Голландии, Грузии. В конце мая Неделя “Мосфильма” пройдет в Париже, в июне — в Монголии. Если госструктуры, которым положено заниматься продвижением наших фильмов на мировом рынке, не заботятся об этом, студиям приходится делать все самим: от производства до проката.




    Партнеры