Шахиды на колесах

15 мая 2003 в 00:00, просмотров: 203

Два теракта — в Чечне и в Саудовской Аравии — произошли один за другим. Может быть, это просто совпадение, а может, и нет. Недаром же Путин в беседе с генсеком НАТО сказал: “Почерк и там, и там абсолютно одинаковый. Последствия абсолютно сопоставимы”. Схожесть исполнения терактов в Знаменском и Эр-Рияде наводит на мысль об общем их авторстве. И здесь любопытно, что в Израиле, где терроризм — это обыденность, такие теракты — редкость.

...Около 7.30 утра 23 мая 2002 года в крупнейшем нефте- и газохранилище Израиля Пи-Глилот, в пригороде Тель-Авива, взорвался и загорелся грузовик с соляркой. Вскоре было установлено, что причиной взрыва была небольшая бомба, установленная на днище под кабиной грузовика и приведенная в действие сигналом подключенного к ней сотового телефона.

К счастью, цистерна была заполнена дизельным топливом, а не бензином. В противном случае в случае возгорания основных хранилищ случился бы взрыв огромной силы. Расположенный поблизости жилой микрорайон вместе с детскими садами, школами и жилыми домами был бы полностью снесен. А ядовитое облако газа и паров бензина накрыло бы часть Тель-Авива...

Израилю не привыкать к терактам, но в этой диверсии все было не похоже на то, с чем приходилось сталкиваться раньше. Впервые взрыв, осуществленный террористом-самоубийцей, был зафиксирован в Тель-Авиве в 1948 году. До сих пор террористы-смертники (в подавляющем большинстве одиночки) старались совершать теракты в автобусах, ресторанах, дискотеках, клубах, рынках. Здесь же впервые использовались заминированный автомобиль и дистанционное управление, а самое главное — планирование теракта осуществлялась на уровне государственной разведслужбы. Оно заняло минимум несколько недель. Прежде всего необходимо было проследить маршрут движения грузовика в центре страны, выяснить, что грузовик остается ночью около дома водителя, выяснить процедуру проверки бензовозов и установить бомбу там, где ее наверняка не найдут. Более того, был известен маршрут грузовика уже внутри хранилища. Бомба, подключенная к сотовому телефону, взорвалась именно в тот момент, когда грузовик находился ближе всего к топливным бакам. Значит, террорист, который привел бомбу в действие, наблюдал, как грузовик проезжает ворота, и знал, когда произвести подрыв.

Для проведения подобной диверсии террористы должны были находиться в самом центре Израиля, продолжительное время ведя наблюдение за хранилищем и бензовозами. Планирование же “традиционных” палестинских терактов заключалось главным образом в выборе места с наибольшим числом находящихся там израильтян и доставке террориста-самоубийцы... Сразу после диверсии местные СМИ сообщили, что правительство проверяет возможность причастности к теракту “Аль-Кайеды”.

Самое интересное, что после любого теракта, пусть даже провалившегося, в палестинских СМИ начинается шумная кампания прославления “героя-мученика”, положившего свою жизнь на алтарь борьбы с сионистами. В данном же случае было полное молчание. Никто не торопился брать на себя ответственность за теракт. Создавалось ощущение, что взрыв в Пи-Глилоте был нужен не палестинцам, а совсем другим силам. Поэтому, когда в свете последних терактов в Чечне говорят об “израилизации” этой кавказской республики, то это верно лишь частично: техника терактов здесь другая.

Даже в случае в Пи-Глилоте террористы не сами направляли заминированную машину. Правда, уже после, 21 октября 2002 г., на севере Израиля двое палестинских террористов из группировки “Исламский джихад” протаранили машиной со взрывчаткой автобус на остановке. Погибли более десяти человек. И все же это исключение. “Нелюбовь” палестинских террористов к взрывчатым автомобилям кроется скорее всего в тех мерах безопасности, которые предпринимаются в Израиле. Далеко на такой машине шахидам не уехать, а значит, и весь эффект насмарку. Будь побольше технических возможностей, камикадзе на автомобилях вовсю бы атаковали израильские объекты. Бороться же с шахидами-одиночками куда как сложнее, даже “профилактические” меры вроде сноса жилья погибших палестинских камикадзе (чтобы другим неповадно было) особого результата не имеют. Родственников шахидов соратники не забывают — не зря же Саддам Хусейн обещал материально помогать семьям палестинских “мучеников”.

Если в Израиле шахиды почти не использовали груженные взрывчаткой автомобили, то в других странах Ближнего Востока такое случалось. Пожалуй, самым громким терактом такого рода стало нападение террористов-камикадзе на начиненной взрывчаткой машине 23 октября 1983 г. в Бейруте на лагерь миротворческих сил. Тогда погибло более 300 американских и французских военных. Вскоре администрация Рейгана приняла решение вывести американский контингент из Ливана. Другой громкий теракт, который связывают с Усамой бен Ладеном, произошел в июне 1996-го в Саудовской Аравии. Там террористы атаковали на грузовике базу американских ВВС близ г. Дахран. Погибли 19 американских военнослужащих, более 500 человек получили ранения. Между прочим, в камикадзе идут не только исламистские боевики. В Шри-Ланке тамильские террористы на заминированных катерах атакуют правительственные корабли, а обвешанные адскими устройствами одиночки взрывают политиков самого высокого ранга.

Ну а тот факт, что при подобных терактах часто гибнут абсолютно посторонние люди, даже единоверцы и соплеменники террористов, их абсолютно не смущает. Лес рубят — щепки летят.




    Партнеры