Фальшивая “стрелка“

Жил человек, учился, служил... Недолго — от 20-летия его отделили всего 5 часов, четверо друзей и бейсбольная бита. В графе медицинской карты, где врачи “скорой” обычно пишут предположительный диагноз, стоит непоправимое: “Смерть до приезда “03”.

Недавно Клинский городской суд вынес по этому делу приговор. Не окончательный — убийцы, разумеется, подали кассационную жалобу. Сегодня ее будет разбирать Мособлсуд. И вполне вероятно, что как раз сегодня убийцы выйдут на свободу.

17 сентября 1999 г. в небольшом городке Высоковске, что в Клинском районе, курсант Академии МВД Александр Цветков уехал из дома в ночной клуб. И не вернулся.

В полночь к его родным явился милиционер и сообщил, что Сашу убили. Как убили? Кто? Милиционер сказал, что пока не знает, но пообещал твердо: “Преступников обязательно найдут”. И мама, и бабушка ему почему-то поверили...

Домой, в Высоковск, Саша приезжал всего-то на пару дней. В Москве как раз прогремели страшные взрывы домов, и Академия МВД находилась на казарменном положении. Начальник факультета согласился отпустить Цветкова только в честь праздника — 18 сентября Саше должно было исполниться 20 лет.

Семья усиленно готовилась к торжеству — как-никак первый юбилей. А Сашу отправили отсыпаться. Ближе к ночи его разбудил телефон. Звонил давний друг, Игорь Рыжов, с заманчивым предложением поразвлечься — в городе недавно открыли “продвинутый” ночной клуб. Конечно, Саше очень захотелось посмотреть на это чудо.

Позже стало понятно, что клуб был лишь предлогом, чтобы затащить физически крепкого парня на свои внутренние “разборки”. Но Саша хотел всего лишь отлично провести вечер. Он сидел за рулем отцовской “восьмерки”, слушал музыку и наслаждался короткой свободой.

* * *

— Смотри, тусовка наша, притормози, — вроде бы случайно Игорь заметил стоящий на обочине старенький “Опель” с тремя ребятами внутри.

Саша остановил машину, вышел поздороваться. В этот момент туда же подкатили шикарная “BMW” и два “жигуленка”.

— Ну и кто здесь “стрелку” забивал? — из машин высыпали пятеро парней с бейсбольными битами. И сразу пустили биты в ход.

Ничего не понимающий Цветков сначала смотрел на это кровавое побоище со стороны. А потом крикнул: “Прекратите немедленно! Я — сотрудник милиции”.

Из показаний потерпевшего Рыжова.

“Один из нападавших, Кривов, ударил меня по голове. Я упал и заполз под машину. В этот момент кто-то крикнул: “Мент? Мочи мента! Давай…”

От первого же удара Саша упал в придорожный кювет. Обезумевшие от злости парни побежали за ним, размахивая битами. Они успокоились, только когда Саша потерял сознание. Уехали, пригрозив оставшимся: “Только пикните — с вами будет то же самое”.

Уже на следующий день клинская газета написала, что, по сообщению прокуратуры, убийцы Цветкова установлены — осталось их только задержать. Но следователь, давший эту информацию, погорячился: тогда он еще не знал, что установленные им убийцы держат в страхе весь Высоковск. Не знал, что машина, “засветившаяся” на месте преступления, принадлежит одному из клинских “авторитетов”. Позже, когда Сашины родные покажут следователю эту газету: мол, как же так? — он скажет, что просто ошибся. Что ж тут непонятного? Каждый человек имеет право на ошибку. Ну, не тех установил, неправильно свидетели опознали, не такие дали признательные показания.

* * *

Уже на следующий день Сашина бабушка Валентина Александровна знала причину гибели своего внука. К ней пришел тот самый Рыжов и выложил всю подоплеку. Женщина даже сначала не поверила: Сашу убили из-за несчастных 100 долларов. Именно из-за них случилась та кровавая “разборка”.

Поссорились два парня: Николай и Степан. Николай попросил Степана обменять 100 баксов. Тот вернулся грустный: деньги якобы оказались фальшивыми, и в банке их изъяли. Парни заспорили, а потом и поругались. Кто прав, решили определить на “стрелке”. Николай при этом обратился за поддержкой к Рыжову, а Степан попросил защиты у местной банды Кисленко и Кривова. На эту “стрелку” Рыжов “по-дружески” и заманил Сашу Цветкова.

Первым за дело взялся следователь Клинской прокуратуры Юрий Туляков. Все допрошенные свидетели давали одинаковые показания: Цветкова убил Кривов. Причем рассказывали все до последней мелочи: номера машин, точное время, кто во что был одет.

Вскоре квартиры Кривова и его друга Кисленко обыскали. Однако нашли, по мнению следователя, сущую ерунду. В руки корреспондента “МК” попал протокол того обыска. Вот выдержка из него:

“Обнаружено: пять электродетонаторов, помповое ружье “Вальтер” 12-го калибра, приклад автомата Калашникова с пеналом и нарезным стволом калибра 9 мм. Два взрывных устройства, изготовленных из тротиловых шашек ИМ-82, бейсбольная бита, маски черные шерстяные, заводского происхождения. Также Кисленко имеет пистолеты ТТ, ПМ, “Беретта” и один полуавтомат”.

Сразу после обыска у Тулякова дело забрали и передали другому следователю. Вместо того чтобы “впаять” Кривову еще и хранение оружия, он принял решение... вообще не арестовывать бандитов. После чего дело опять передали в новые руки. Третий следователь расстался с ним, вообще не успев ознакомиться с материалами.

* * *

Почему же с этим довольно простым уголовным делом творилась такая чехарда? Все понятно. Пока бумаги “гуляли” от следака к следаку, находившиеся на свободе Кисленко и Кривов не теряли времени зря. Нашли свидетелей — друзей Цветкова, вывезли их за город... Вскоре все, кто присутствовал на “стрелке”, стали менять свои показания.

Через год после трагедии очередной следователь Клинской прокуратуры уже собирался прекратить дело, “поскольку не установлены лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемых”. К счастью, вмешались городские власти, и за расследование взялась другая — независимая — Солнечногорская прокуратура.

Сашина бабушка — ее уполномочила семья — целыми днями строчила жалобы, даже сама искала свидетелей. Совершенно случайно ей удалось выяснить, что в момент драки мимо проезжал старенький “Запорожец”. Знакомые в милиции помогли найти владельца. Татьяна Соцкова рассказала, что она действительно видела несколько машин и даже запомнила их номера. Собравшиеся вокруг люди явно о чем-то спорили.

Но за несколько дней до суда Татьяна пришла к Валентине Александровне. Извинилась, сказала, что ей угрожают и что поэтому она изменит показания.

Банда Кривова запугивала и подкупала не только свидетелей. Убийцы не постеснялись попробовать “купить” даже бабушку Саши Цветкова. Ей заявили: “Не выпендривайся, внука все равно не вернешь. Зачем же хороших людей сажать? Сколько ты хочешь?”

А вот что сказал “МК” Александр Мирончук, зампрокурора Солнечногорского района:

— Я поддерживал обвинение в суде. И за этот период мне неоднократно предлагали солидные суммы, чтобы я “посодействовал” освобождению Кисленко и Кривова. Когда я отказал в третий раз, меня всячески пытались запугать.

В общей сложности дело рассматривали в суде больше двух лет. И все-таки Клинский горсуд признал всех участников банды виновными и вынес приговор: Кисленко получил 9 лет лишения свободы, остальные — от 4 до 8 лет. Но это еще не конец.

Сегодня дело Цветкова будет вновь слушаться — в Московском областном суде. По оперативной информации, климовские “авторитеты” уже нашли подходы к кому-то из областных судей.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру