Власть тьмы взбесила власти

24 мая 2003 в 00:00, просмотров: 243

Тьма накрыла громадный город... Наверное, тысячи москвичей, живущих или оказавшихся в четверг вечером на северо-востоке столицы, невольно вспомнили слова Булгакова. И были правы: густонаселенный округ превратился в “черную дыру”. Погасли фонари, огни домов, остановилось метро, трамваи, троллейбусы... К счастью, катаклизм длился недолго — всего полтора часа. Но и этого было достаточно, чтобы началась паника.

Что же произошло позавчера в Москве? И готов ли наш мегаполис к подобным техногенным катастрофам? Об этом — в материале корреспондентов “МК”.

В 20.57 жители домов по Высоковольтному проезду и улице Римского-Корсакова услышали сначала два хлопка. Тут же над округой поднялся столб черного дыма. А уже через пять минут к расположенной здесь электроподстанции №505 “Бескудниково” Октябрьских электросетей “Мосэнерго” с воем неслись пожарные машины. Здесь на открытой площадке горел масляный трансформатор тока мощностью 110 кВт, отвечающий за распределение электроэнергии.

— Такие пожары для нас в диковинку, — честно признаются пожарные. И действительно, хотя площадь загорания составила всего 10 кв. метров, масляное море доставило им немало хлопот. 30 килограммов горящей жидкости вылилось на землю. К счастью, масло не подпалило соседние трансформаторы, иначе последствия для города были бы просто катастрофическими.

ЧП парализовало целый район. Ведь, чтобы пожарные могли начать тушить огонь, энергетикам пришлось обесточить подстанцию. В принципе в таких ситуациях происходит переключение на резервный трансформатор, но он находился на плановом ремонте. Требовалось некоторое время, чтобы подключить агрегат. И город погрузился во тьму.

— Я чуть не умерла от страха, — рассказывает жительница Алтуфьевского шоссе Наталья Петровна, которая как раз вышла прогулять своего боксера Рекса. Лифт доехал до 7-го этажа и замер. Мало того что собака сначала скулила, потом выла, так дома еще и кастрюля на плите осталась! К счастью, электроплита “умерла” вместе с лифтом, и страхи оказались напрасными...

Другая женщина спешила на вокзал. Естественно, поезд уехал без нее. Были остановлены тысячи лифтов, в них застряли люди. Более сотни граждан смогли дозвониться по мобильным в Московскую службу спасения. А толку? Все равно, пока не была подключена резервная линия, никого не смогли вызволить из плена. Также 1317 домов остались без света, а в 1213 зданиях отключили горячую воду.

Не меньший бардак творился и на дорогах. Погасли светофоры на Алтуфьевском шоссе, улицах Отрадной, Бибиревской, Лескова, информационные табло на МКАД. Замерли на маршруте 73-й и 80-й троллейбусы, 17-й трамвай. Кстати, водители отнеслись к катаклизму со всей серьезностью: во мраке они ехали очень медленно, и всплеска аварийности не произошло (в СВАО произошло всего 58 мелких ДТП и ни одного крупного).

Больше всего хлопот было у врачей. Существовали опасения, что в оставшейся без света 20-й больнице погибнут пациенты. К счастью, обошлось: тяжелых больных быстро перевезли в помещение, где работал генератор. Две подстанции “скорой” — 35-я и 48-я — также смогли самостоятельно обеспечивать себя связью. А по зданию медики передвигались, освещая себе путь фонариками. Отрадно, что серьезных обращений к медикам по случаю “затемнения” не было, только обмороки в кабинах лифтов. Да и в целом по городу число вызовов “скорой” не превысило суточную норму (6550 выездов).

Авария напрямую коснулась и подземного города — метро. В 21.00 погрузились во тьму станции “Медведково” и “Бабушкинская”, чуть позже — “Алтуфьево” и “Бибирево”. Естественно, отрубились связь, турникеты, эскалаторы. В одном из тоннелей застрял поезд с пассажирами. Люди стоически пережили тревожные полчаса — в 21.30 подземка поехала.

Интересно, что никому не пришло в голову воспользоваться темнотой в криминальных целях. Органами милиции в погрузившихся во мрак районах за этот период не было зафиксировано ни одного преступления.

Что касается причин возгорания, пока специалисты склонны считать, что в трансформаторе замкнули провода в обмотке. При этом разлив масла, по словам пожарных, был уже запланирован. При конструировании трансформатора обычно учитываются аварийные ситуации. Если давление повышается, внутри прибора открываются предохранительные клапаны. Через них избыток кипящего масла выливается, и взрыва не происходит. Кстати, сгоревший трансформатор считался маломощным. И, по словам пожарных, у него даже не было предусмотрено установки пожаротушения на случай аварии.

* * *

Последствия аварии на северо-востоке Москвы нельзя назвать трагическими — жертв и разрушений нет. Поэтому “разбор полетов” безболезненно трансформировался в очередной виток разборок между мэрией Москвы и “Мосэнерго”. Борьба эта давняя, протекающая без особых успехов как с одной, так и с другой стороны.

Заявление московского правительства по поводу случившегося было необычайно жестким:

— Последняя авария стала пределом терпения московских властей. Лишь благодаря городским службам удалось избежать паники в жилых районах, в метро и на транспорте, — заявил пресс-секретарь мэра Сергей Цой.

Действительно, хозяйственники оказались на высоте и сделали все что могли.

— На случай подобных аварий существуют специальные резервные схемы действий, есть Положение о работе в условиях ЧС, — сказал корреспондентам “МК” замдиректора “Мослифта” Анатолий Орлов. — У нас круглосуточно работают аварийные службы. В каждом нашем филиале по ночам дежурят 4 бригады. Так что даже в случае отключения электроэнергии мы сможем освободить застрявших в лифте людей. Из-за этой аварии в лифтах, которые мы обслуживаем, тоже были застревания — около сотни случаев. Высвободить людей из лифтов нам удалось за 40 минут, тяжелых последствий, приступов не было.

— Из 5500 “наших” лифтов остановилось 3000, — добавил менеджер другой обслуживающей лифты фирмы Виталий Мартыненко. — В диспетчерскую поступило 250 заявок о застревании, но фактически их было больше, ведь часть оборудования диспетчерских тоже была обесточена. Всю ночь работали все наши тридцать механиков. Последний человек был эвакуирован в час ночи. У нас сгорело три лифтовых двигателя, к трем часам в пятницу два из них мы уже заменили, почти все лифты работают в обычном режиме.

По словам Сергея Цоя, выход правительство Москвы видит один: обратиться с просьбой “укрепить руководство” ОАО “Мосэнерго” к главе РАО “ЕЭС России” Анатолию Чубайсу и непосредственно к Владимиру Путину. То есть фактически сменить руководство.

Впрочем, такого рода просьбы Юрий Лужков уже неоднократно посылал. Но правлению РАО “ЕЭС России” до сей поры удавалось отстоять нынешнего руководителя “Мосэнерго” Андрея Евстафьева.

— На этот раз Лужков будет обращаться к Чубайсу с категорической просьбой, — сказал Сергей Цой.

“Мосэнерго” же в официальном заявлении излагает свою версию событий, резко отличающуюся от версии мэрии. Главная причина аварии, по мнению “Мосэнерго”, — недостаток финансирования. Поврежденный трансформатор был пущен в 1956 году и уже дважды выработал сроки эксплуатации. Из-за нехватки средств последняя его серьезная реконструкция проводилась в 1989 году. Текущие же тарифы на электро- и теплоэнергию, а также многочисленные неплатежи крупных московских предприятий не позволяют, по словам энергетиков, проводить замену электрооборудования в необходимом объеме и в должные сроки.






Партнеры