“Заказное” с уведомлением

Перед смертью все равны. Эту аксиому еще раз подтвердила недавняя трагедия в Троицке, где был расстрелян глава города Вадим Найденов.

Да, пуля-дура в современной России никого не щадит. Она может унести жизнь простого смертного, коротающего вечер в кафе. А может поразить политика, отправляющегося утром на работу.

Кстати, это уже четвертое убийство главы муниципального образования в Подмосковье. Ни по одному делу преступники так и не найдены...


Убийство мэра Троицка Вадима Найдёнова по горячим следам не раскрыто. И теперь оно может стать очередным громким “висяком”.

Из источников, максимально приближенных к следствию, “МК” удалось узнать подробности, позволяющие полностью восстановить внешнюю картину трагедии, разыгравшейся 15 мая.

Последнее утро мэра

Как уже сообщалось, мэр вышел из подъезда своего дома около 8 утра. В 50 метрах от подъезда его ожидала служебная “Волга”. Найденов успел обменяться приветствиями с одним из соседей, когда раздались выстрелы.

Установлено, что стрельба велась из подвала, который находится рядом с подъездом. Там сыщики обнаружили десять гильз 9-миллиметрового калибра от пистолета иностранного производства. Большая часть пуль попала в мэра. Также в подвале нашли куртку. Возможно, киллер ждал свою жертву с вечера 14 мая. Но необычно позднее в тот раз возвращение мэра (он задержался на праздновании дня рождения одного из коллег) спутало наемнику карты. Очевидно, что действовал профессионал, выполнявший “заказ”.

На звук выстрелов тут же сбежались соседи. Вадима Найденова в санатории действительно любили. С окружающими он был открыт и приветлив. Регулярно гонял в футбол во дворе дома. Даже неоднократные в последнее время угрозы не заставили его изменить обычный уклад жизни.

Убийцы (убийца), по всей видимости, покинули подвал через дальний подъезд (примерно такая же схема прежде использовалась при убийстве депутата Госдумы Айдзердзиса в Химках). Куда они отправились дальше, точно не установлено. Милицейская собака, взявшая след, привела сыщиков на берег реки. Но не исключено, что киллеры могли спокойно покинуть огражденную территорию через ближайшую калитку в сторону центра Троицка или по мосту через Десну на другом конце санатория, в сторону Наро-Фоминского района. В тот же день дно реки в районе, куда вывела собака, обследовали водолазы, но оружия не нашли.

На место происшествия одновременно прибыли милиционеры Троицкого ОВД и прокурор города Александр Мохов. Главный врач больницы медицинского объединения Академии наук Владимир Денисенко попытался оказать раненому первую помощь: делал массаж сердца, искусственное дыхание... К сожалению, медицина оказалась бессильна. Врачи насчитали на теле 14 входных и выходных отверстий. Одна из пуль пробила аорту.



Кадры решают все

По нашим сведениям, областная прокуратура запросила из Троицка и Подольска все судебные дела, которые вела городская администрация при Найденове. За шесть с половиной лет их наберется очень много. Попробуем вспомнить наиболее громкие.

До выборов в 1996 году Вадим Найденов работал главврачом санатория “Красная Пахра”. Накануне тех выборов в Троицке произошло первое заказное убийство. В собственной машине прямо в центре города утром был застрелен зам. главы администрации по ЖКХ Евгений Юрасов (преступление так и не раскрыто). Став мэром, Найденов в беседах “не для протокола” вспоминал этот случай и не раз говорил, что он пришел в город, чтобы не пустить сюда криминал.

Другой задачей для себя он считал избавление Троицка от своеобразного “кумовства”. В маленьком академгородке большинство руководящих постов в администрации, на муниципальных предприятиях, а также в ведущих коммерческих фирмах занимали выходцы из науки, люди хорошо между собой знакомые.

Неудивительно, что первым делом глава занялся перетряской кадрового состава. Своими замами он пригласил двух приезжих отставных полковников ГБ — Анатолия Медведева и Виктора Макарова.

Первая и самая скандальная смена муниципального руководителя — главврача Троицкой городской больницы Торопеевой — тянулась полтора года, ознаменовалась многочисленными судами, штурмом больницы и получила название “Дело врачей”. В конце концов врач-мэр дожал-таки главврача горбольницы.

На других ключевых постах в администрации и в муниципальных предприятиях свои люди были расставлены безболезненно. В основном новыми руководителями становились отставные военные, приехавшие в Троицк из других городов. Последний “муниципальный” скандал был связан с ОАО “Троицкие электросети”. Это единственное из предприятий ЖКХ успело приватизироваться до прихода Найденова, и заменить там руководителя мэру было непросто. Но и тут в канун 2003 года “рокировочка” состоялась. В лучших традициях “спора хозяйствующих субъектов” — с решением калмыцкого суда, со штурмом офиса и умеренным мордобоем. До этого пару лет власти обрабатывали городскую публику в том духе, что директор “Электросетей” Альбина Воробьева спекулирует электроэнергией, завышая расценки. Словом, олигарх-монополист грабит население. Интересно, что новый директор — майор в отставке Александр Пересада — поднял тарифы буквально на второй месяц своего директорства...



Не нужен нам статус научный

Троицк с конца 80-х был одним из лидеров наукоградского движения. Когда вышли законы о статусе наукограда, дающем налоговые преференции, город сразу включился в борьбу за него. Программа развития Троицка была разработана одной из первых в Подмосковье. Но потом движение в этом направлении неожиданно застопорилось. Представляется, тому есть как минимум два объяснения.

Во-первых, в администрации города поняли, что деньги на благоустройство, поддержание инфраструктуры, которые дает статус, можно получить и более простым путем — от строительства коммерческого жилья. Во-вторых, произошло охлаждение в отношениях мэра с учеными. Директора институтов, люди со связями в Академии наук и министерствах, видя авторитарный стиль руководства Найденова, просто перестали лоббировать интересы Троицка. Решив, что к распоряжению “деньгами от статуса” они все равно допущены не будут. Разлад случился не на голом месте.

Первой ласточкой стал конфликт мэра с Троицким институтом термоядерных и инновационных исследований (ТРИНИТИ) Минатома России. Это самый крупный в городе институт. Возглавляет его почетный гражданин города Вячеслав Письменный. Конфликт возник из-за двух домов, недостроенных институтом в связи с кризисом начала 90-х годов. По договору с администрацией долгострои были переданы в муниципальную собственность на условии выделения институту части квартир, соответствующей доли средств, вложенных институтом в строительство. Найденов с помощью сторонних инвесторов дома достроил, но при распределении квартир попытался ученых “прокатить”. ТРИНИТИ в ходе многочисленных судов свою долю отспорил, но отношения с мэром, естественно, испортились.

Был у администрации конфликт и с Троицким институтом сверхтвердых углеродных материалов, возглавляемым ученым с мировым именем Владимиром Бланком, прежним председателем Совета депутатов. Академии наук много лет не удается получить землеотвод под строительство дома для молодых специалистов. Шоком для горожан стало избиение неизвестными год назад заместителя директора Института спектроскопии РАН, 60-летнего доктора наук Олега Компанца, депутата горсовета, занимавшего по многим вопросам принципиальную позицию, не совпадавшую со мнением администрации.

При всем при этом директора институтов, объединенные в Совет научного центра (СНЦ), на конфронтацию с мэром никогда не шли. Они всегда руководствовались принципом “худой мир лучше доброй ссоры”. Лишь однажды СНЦ публично выступил с жестких позиций — по проекту Генплана Троицка. Закрепленное в проекте намерение городских властей превратить город в спальный придаток Москвы ученые приняли в штыки. В заключении на проект Генплана говорилось, что ведущееся крупномасштабное коммерческое строительство ставит под угрозу существование Троицка в качестве города науки. Генплан отправили на переработку, и с тех пор полтора года о нем ничего не слышно. А строительство идет своим чередом.



Кто не с нами...

Отметим вкратце, что не заладились отношения у Вадима Найденова и со многими представителями троицкого бизнеса. В основном — по политическим мотивам.

Издательство “Тровант”, единственное в городе полиграфическое предприятие, чьими услугами охотно пользовалась сама администрация, было выселено из муниципальных помещений на улицу. Тут понятно: фирма издает неподконтрольную властям старейшую городскую газету “Троицкий вариант”. Та же участь постигла старейшую Троицкую страховую компанию. Ее директор Алексей Бобылев слыл одним из лидеров оппозиционного Совета депутатов прошлого созыва. Постоянным “наездам” подвергается компания “Троицк-Телеком”, чьими телефонными, телевизионными и интернет-абонентами является едва ли не половина жителей Троицка.

Недавний крупный скандал был связан с намерением администрации разорвать долгосрочный договор аренды с малым рынком в микрорайоне “В”, на котором зарабатывают свой хлеб насущный полсотни индивидуальных предпринимателей. На месте рынка мэр хотел бы видеть очередную многоэтажку...



* * *

Все эти конфликты и скандалы вряд ли могли стать причиной майской трагедии в Троицке. Они, возможно, лишь дают какое-то представление о стиле руководства троицкого мэра. Вадим Найденов, безусловно, обладал собственным видением того, как должна быть устроена жизнь на вверенной ему территории. И к реализации своего видения шел, не считаясь с авторитетами, с исторически сложившимися городскими “элитами” и не боясь конфронтации. Возможно, в отношениях с более жесткими, чем представители и выходцы из академической науки, персоналиями такой стиль поведения мог ему сильно навредить.



Героиновый след, или “Не стой под стрелой”?

Если проанализировать последние публикации в прессе, можно легко заметить: версию о том, что убийство стало местью местных наркобаронов, с которыми Найденов вел непримиримую войну, высказывают сотрудники мэрии и люди, приближенные к ним, — пресс-секретарь Павел Штрамбранд, директор юридической фирмы, обслуживающей администрацию, Владимир Зуев, депутат облдумы Олег Безниско. Следствие, конечно, проверит и ее, но в согласованных заявлениях можно увидеть скорее попытку отвлечь внимание от строительного бизнеса, имидж которого в глазах горожан и так весьма плох. Почти каждое новое строительство вызывает протесты жителей близстоящих домов, т.к. связано либо с вырубкой лесов, либо с переуплотнением жилых микрорайонов.

Большинство же жителей Троицка интуитивно связывает убийство с земельными вопросами, главным образом — с выделением земли под строительство.

Наибольшую огласку получил скандал, разгоревшийся в 2000 году. Тогда администрация Троицка продала 12 га леса в окрестностях дачного поселка Советский Писатель некой московской фирме под коттеджное строительство. Сделка прошла с явными нарушениями, и благодаря своевременному вмешательству живущих на писательских дачах знаменитостей — Эльдара Рязанова, Григория Бакланова, а также сразу двоих российских нобелевских лауреатов по физике — Александра Прохорова и Жореса Алферова — скандал докатился до президента Путина и попал на контроль Генпрокурора. В итоге после двухлетних судебных тяжб сделку аннулировали. Фирма, купившая землю — по договору — за бесценок, лишилась барышей в миллионы долларов. По слухам, деньги из бюджета покупателям еще не вернули.

А с землеотводами под точечное строительство в городе — дело и вовсе темное. Кроме мэра в эти вопросы был посвящен очень узкий круг лиц. Даже депутаты, несмотря на свои многократные обращения, не могли добиться от исполнительной власти информации о том, что строится в городе, зачем и на каких условиях. Теперь в эти дебри предстоит погрузиться следствию. По нашей информации, изучаются все контакты администрации со строителями-инвесторами (в городе сейчас работает не меньше десятка фирм), особенно пристально — те договора, которые по каким-то причинам оказались расторгнуты или не выполнены.



ИЗ ДОСЬЕ “МК”: УБИЙСТВА ГЛАВ ГОРОДСКИХ И РАЙОННЫХ АДМИНИСТРАЦИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

3 июня 1996 г. — в своей автомашине по дороге на работу застрелен глава администрации поселка Салтыковка Балашихинского района Владимир Москалец.

5 июня 1996 г. — у дверей своей квартиры убит мэр города Жуковский Виктор Мосалов.

22 июня 1999 г. — в собственном гараже убит глава администрации города Дедовска Валентин Кудинов.

31 мая 2002 г. — на Ленинградском шоссе взорван служебный автомобиль главы администрации Озерковского района Владислава Сащихина. Погибли сам чиновник и его супруга, возвращавшиеся из поездки в Таиланд.

3 июня 2002 г. — в своем автомобиле расстрелян исполняющий обязанности главы администрации Подольского района Московской области Петр Забродин.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру