Башня-феникс

27 мая 2003 в 00:00, просмотров: 209

В августе исполнится три года с тех пор, как вся страна узнала, что такое фидеры и насколько, оказывается, уязвим символ российского телевидения — Останкинская башня. Последствия страшного пожара устраняют до сих пор. Недавно начался последний этап ее восстановления, сюда привезли около ста тонн оборудования и начали монтаж лифтов, благодаря которым в декабре можно будет снова полюбоваться Москвой с высоты и посетить ресторан “Седьмое небо”. Одновременно идет создание новой, эшелонированной системы пожарной безопасности башни. “МК” удалось выяснить, как столичное “чудо света” будут защищать от выходок Гефеста.


Старая противопожарная система главной телебашни страны не была рассчитана на пожары, подобные августовскому. Пожар возник на высоте около 450 метров и, казалось бы, вопреки законам природы стал стремительно распространяться не вверх, а вниз. Стихию удалось обуздать лишь через сутки.

Чтобы разобраться в случившемся, к расследованию ЧП подключились ученые. На испытательном полигоне Всероссийского НИИ пожарной обороны они воссоздали картину останкинского пожара. Соорудив связку кабелей, подобных тем, которые полыхали в башне, экспериментаторы подожгли их газовыми горелками. И пламя... опять пошло вниз: оно лилось с плавящимся полиэтиленом и летело с огненными брызгами! Кабельные шахты практически не были отгорожены от лифтовых, поэтому и в первых, и во вторых бушевал огненный смерч. Этот смерч, усиленный отличной вентиляцией, и стал главной причиной гибели людей: под воздействием огромной температуры стальные тросы лопнули, и лифт с тремя пассажирами рухнул вниз. То же самое произошло и с остальными лифтами башни.

Исследовательская работа, проведенная специалистами ВНИИПО, помогла не только в тушении пожара, но и в создании новой системы противопожарной защиты.

Обжегшийся на молоке дует на воду, поэтому неудивительно, что создаваемая система защиты башни будет многоступенчатой. Во-первых, все кабели башни, включая фидеры, будут в негорючей обмотке. В крайнем случае — станут использовать обычные, но покроют их огнеупорным составом — антипирином. Кроме того, все кабели увяжут в тугие пучки, чтобы использовать принцип веника (как известно, веник практически не горит со стороны туго связанной рукоятки). При этом кабели решено прокладывать таким образом, чтобы они не пересекались с путями эвакуации.

Если огонь все-таки разгорится, он не сможет проникнуть далеко: кабельные шахты будут разбиты на небольшие отсеки по 10—15 метров каждый. Предел огнестойкости горизонтальных перегородок отсеков — 4 часа, вертикальных — час. Кроме того, огнеупорными будут все двери башни. И в каждом из отсеков пожарные хотят установить комбинированную систему тушения. Эта система тушит огонь с помощью двух средств: противопожарного порошка и тонко распыленной воды. Вода необходима для охлаждения проводов.

Наконец, особое внимание планируется уделить безопасности людей. Самые посещаемые места на башне — ресторан и смотровая площадка, расположенные на высоте 340 метров. Традиционные способы эвакуации на такой высоте не годятся, поэтому варианты спасения в случае пожара предлагались самые разные, вплоть до фантастичных. Столь длинных пожарных лестниц не существует, да они и не нужны: едва ли можно представить, как люди сползают вниз по ступенькам с такой высоты. Были энтузиасты, предлагавшие задействовать вертолеты, но и этот вариант не прошел. Вертолетов потребовалось бы слишком много, да и всех людей быстро в них не поместишь. Другой вариант — пустить по наружной стене башни лестницу или лифты. Этот вариант, и без того сложный в исполнении, сделал бы башню уродливой, против него восстали архитекторы.

Большинство специалистов склоняются к тому, что на башне следует оборудовать сеть так называемых зон безопасности. Здесь, в хорошо вентилируемых помещениях, защищенные огнеупорными стенами и дверями, люди смогут переждать опасность.

В основном система будет готова к концу этого — началу следующего года. И тогда главная башня страны сможет считаться не только одной из самых высоких, но и одной из самых пожаробезопасных в мире.




Партнеры