Полный “Шахаб”

Над Ираном сгущаются тучи. На закрытом секретном заседании, которое прошло во вторник в Белом доме, Тегерану были выдвинуты обвинения. Заместители министра обороны и госсекретаря США обошлись без особых фантазий. Претензии к Ирану фактически те же, что и были к Ираку, — создание ядерного оружия и пособничество террористам. В довесок — камень в адрес российско-иранских отношений. Нам настойчиво посоветовали прекратить “содействие исламской республике в осуществлении ее ядерной программы”.

Интересно, что еще накануне заседания вслед за американским руководством, заявившим о том, что на иранской территории якобы окопались боевики террористической организации “Аль-Кайеда”, последовало откровение министра обороны Израиля Шауля Мофаза. Израильский министр, будучи в Турции, рассказал местным журналистам о том, что Иран в самое ближайшее время получит в свое распоряжение ракеты дальнего радиуса действия, способные поразить цели на территории Соединенных Штатов. В информации израильских спецслужб, озвученной Мофазом, речь идет о ракетах “земля—земля”, разработанных по образцу иранских “Шахаб-4” и “Шахаб-5”. До сих пор ни одно государство, кроме США и бывшего Советского Союза, не обладало ракетами такого класса.

Достоверность данных израильской разведки у многих не вызывает сомнения. Тем более что в данной ситуации на карту поставлена безопасность самого Израиля (по информации спецслужб, Иран при первой возможности может запустить на территорию Израиля свои ракеты средней дальности (1300 км) “Шахаб-3”). Напомню, заявление прозвучало за пару дней до встречи в Белом доме, на которой решалась судьба отношений между США и Ираном. Такое совпадение само по себе не случайно. Если звезды зажигают, значит, это кому-то нужно.

Что до ядерной программы Ирана и участия в ней России, то речь идет в первую очередь о АЭС “Бушер”, строительство которой действительно идет при нашем активном участии. Но в отличие от США, Россия не считает, что ядерные технологии, которые исламская республика осваивает с помощью российских специалистов, будут способствовать вооружению радикального режима. Кроме того, России просто невыгодно отказываться от этого проекта. Согласно данным российского Министерства по атомной энергии ежегодные поступления в бюджет от реализации проекта по строительству АЭС “Бушер” в Иране составят около $500 млн. Пуск первого блока атомной электростанции запланирован на декабрь этого года. Еще один объект, который не нравится США, — это завод неподалеку от Тегерана, в Натанзе. Официально здесь находится исследовательская лаборатория, и в ближайшем будущем будет производиться ядерное топливо для атомных электростанций.

По мнению американцев, здесь уже производится обогащенный уран, который может быть использован для изготовления атомной бомбы. После того как отношения США и Ирана испортились, из Москвы одно за другим посыпались заявления, что мы не имеем к объекту в Натанзе никакого отношения. Возможно, что в рамках встречи Владимира Путина и Джорджа Буша, которая состоится в Санкт-Петербурге в конце мая, вопрос об участии российских специалистов в освоении Ираном ядерных технологий будет политически скорректирован.

Известно, что основным “обвинителем” Ирана выступают не гражданские чиновники из администрации Буша, а Пентагон. Именно с точки зрения военных, к Тегерану, как к “рассаднику терроризма и новой ядерной державе”, в срочном порядке необходимо применять “жесткие меры”, иначе теракты вроде тех, что произошли 12 мая в Саудовской Аравии, повторятся. “Меры” перечислил лично министр обороны Дональд Рамсфельд, сообщив, что в Иране “существует большой потенциал для разрушения правительства изнутри”.

Активность Рамсфельда объясняется достаточно просто. Ему необходимо усилить собственные позиции и добиться финансовой независимости военного ведомства от конгресса США. Волна беспрецедентных денежных растрат США под войну в Ираке уже поутихла. Значит, нужна новая война, новый противник. Или, что больше подходит в ситуации с Ираном, хотя бы видимость новой внешней угрозы. Тем более что уже на этой неделе будет обсуждаться законопроект, согласно которому права министерства обороны в деле расходования военного бюджета станут гораздо шире.

Почему для этой цели выбран именно Иран, а не Северная Корея, например? Просто Иран из всех стран-изгоев — самое сильное и развитое государство, а значит, и самый серьезный противник и не только из-за ядерного арсенала. Иран, будучи шиитской страной, имеет большое влияние на иракских шиитов, которых там проживает больше 60 процентов. Зачем США такой конкурент, да еще в столь неспокойном регионе? А победа или хотя бы видимая защита от этой страны принесет новые дивиденды политикам, а это значит — новые успехи на предстоящих выборах и новые вливания в военный бюджет.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру