Свободный удар

Никита СИМОНЯН, заслуженный тренер СССР, чемпион Олимпийских игр 1956 года:

— Классный футбол сегодня — одно из немногих радостных явлений жизни, которое возвращает счастливое футбольное прошлое. 1957 год, стадион Сан-Сиро. “Спартак” против “Милана”. Меня опекал великий Чезаре Мальдини. Прошло 45 лет, мы часто встречаемся как братья — футбол роднит. Сегодня его сын Пауло — капитан “Милана” и сборной Италии, так что часть моих симпатий отдана “Милану”. С огромным уважением отношусь к Марчелло Липпи: мне импонирует именно его метода ведения игры.

Матч, соответственно задачам соперников, выдался на редкость жестким. У получившего мяч не хватало времени на его обработку. Не было секунды, чтобы осмотреться, принять решение. И тем не менее за счет высокого мастерства команды показали игру, достойную финала Лиги чемпионов.

Первый тайм был зрелищным: игроки быстрее мыслили, принимали оригинальные решения, быстрее работали с мячом. И очень много отдали энергии — именно потому, что играли на результат. Выделю вратаря Буффона. Он доказал, что неберущихся мячей, как говорил Лев Иванович Яшин, не бывает. На игре команды, конечно же, сказалось отсутствие Недведа. Его талант организации игры в центре поля и в атаке, конечно же, ослабили действия “Ювентуса”. Удар в глаз Дель Пьеро не добавил ему сил и вдохновения.

Атакующая пара “Милана” Шевченко и Индзаги постоянно держала в напряжении защиту соперников. Почему бьющие совершили столько промахов в серии пенальти? Вижу такие факторы: нервы, мастерство, отсутствие хладнокровия. Дель Пьеро и Шевченко устали не меньше, нервной энергии затратили больше других, но мастерство дало результат. Впрочем, и в финалах чемпионата мира не забивали великие Баджио, Барези...


Виктор ПОНЕДЕЛЬНИК, чемпион Европы 1960 года, заслуженный мастер спорта:

— В матчах, когда решается судьба главного клубного приза Европы, фактор времени изначально диктует условия игры. Прежде всего это учитывают тренеры. Когда впереди много времени, игроки позволяют себе некоторую вольность — скажем, атаковать в пять-шесть человек, иногда рискованно численно оголив тыл. Первый тайм — в беспрерывных атаках, когда соперники мгновенно преодолевали среднюю линию и эпицентром событий становились подступы к штрафным площадкам. Команды играли на взятие ворот. Их действия были подчинены только этой идее. Отсюда — хорошая работа с мячом, передачи на разные расстояния точны и удобны для продолжения атаки. И совсем другая игра — во втором тайме. С 46-й минуты на игроков начинает психологически давить фактор времени. Каждый понимает, что малейшая ошибка, неточность передачи могут решить исход игры. Внутреннее напряжение возрастает, и соответственно возрастает возможность ошибки. В такой игре очень важен командный эмоциональный взрыв, умение задавить соперника хотя бы временно, на несколько минут.

Вспоминаю 1960 год, финал Кубка Европы. Взрывные атаки Месхи, таранное давление Бубукина, обводка Метревели... Яростного взрыва в игре “Милан”—“Ювентус” во втором тайме не видел. И, несмотря на это, в душе верил в то, что команды управятся в основное время. А уже в дополнительное — сомнений в послематчевых пенальти не было. Отдавал предпочтение “Милану”: уж очень хотел видеть мяч Шевченко, который как раз произвел пятый удар в серии пенальти и поставил точку. Он был достоин этой чести, был самой заметной фигурой на поле.

Об игре вратарей. Их напряжение, даже если они не касаются мяча, в несколько раз выше, чем у полевых игроков. Они всегда в игре. Почему же в серии послематчевых пенальти именно вратари сыграли сильнее? Да потому, что бьющие были опустошены бесплодными атаками, перерасходом нервной и физической энергии.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру