Экзамен по сайентологии

— А твоя школа тебе нравится?

— Да, — честно ответил Сашка, — очень.

— А что тебе дала твоя школа?

— Ну как... — Сашка растерялся. — Образование.

— А тебя устраивает уровень твоего образования?

Сашка задумался. Можно, конечно, сказать “да”, но ведь тогда этот дядька, с которым так интересно разговаривать, решит, что Сашка — просто недалекий простачок.

— Нет, не устраивает, — решительно качнул головой подросток.

Остальное было делом техники. Еще несколько вопросов типа: “Хочешь ли ты развить свои способности, использовать свой мозг не на 2%, как все, а на 80—90, хочешь ли ты стать избранным?” — завершили вовлечение новичка. Сашка уходил из центра дианетики с горящими глазами и намерением срочно, немедленно попросить у матери денег на “подготовительный курс общения”.


Из справки УФСБ РФ по Москве и Московской области: “Анализ оперативной обстановки... указывает на активизацию религиозных деструктивных организаций и попытки их проникновения в систему образования”.

В одном из округов Москвы эти попытки уже увенчались успехом.

Предпродажная подготовка

Учебно-воспитательный комбинат №1804 в Юго-Восточном округе вырос вместе с районом-новостройкой. Правда, с самого начала обычная школа не вписывалась ни в какие рамки. Так получилось: в одной из “криминальных точек” Москвы, рядом с авторынком в Кожухове, получили квартиры ученые, врачи, учителя и инженеры. И УВК они создавали сами, долго продумывая специальную развивающую систему. Итогом стал совершенно уникальный комплекс: отделение дородовой педагогики, ясли-сад, многопрофильная школа и центр творчества. И все эти радости — в одном УВК. В 1993 году на базе школы была открыта экспериментальная площадка “Столичный образовательный центр XXI века”. Из-за рубежа приезжали высокооплачиваемые специалисты — лишь для того, чтобы хоть раз увидеть “русское чудо”. Ученые с упоением описывали кожуховское ноу-хау в диссертациях. Известнейшие педагоги Москвы приходили сюда просто работать.

Чуть больше одиннадцати лет назад в школе появился новый психолог, кандидат наук Юлия Вьюнкова. Ее профессиональные качества всех устраивали, а лезть в подробности личной жизни здесь не было принято. Через некоторое время, правда, произошло небольшое недоразумение. Вьюнкова привела в школу “крепкого профессионала”, который, по ее словам, мог бы стать “заместителем директора по науке”. Профессионала звали Лариса Родионова. Послужной список г-жи Родионовой насторожил учительский коллектив: сначала учитель истории в начальных классах города Грозный, потом — сотрудник исполкома того же города, потом — директор грозненской школы.

— У нас все кадровые решения принимаются коллегиально, — говорит руководитель УВК №1804 Андрей Курбатов. — И после длительного собеседования г-же Родионовой решено было отказать в должности. Но, разумеется, работа для нее нашлась — она стала директором другой школы нашего же района.

В УВК о подружке психолога Вьюнковой на время забыли. Дел и так было невпроворот — учителя готовились к очередному международному семинару. Чтобы разместить всех гостей, в школе не хватало стульев. А тут еще и Юлия Вьюнкова привела каких-то странных людей, по ее словам, представителей общественных организаций по защите прав человека. “Защитники” внимательно слушали, задавали вопросы. Потом они появлялись в УВК довольно регулярно. Учителя привыкли и чуть не благодарили школьного психолога за “привлечение внимания общества” к методикам и наработкам.

Однажды кандидат наук, дипломированный специалист Вьюнкова продемонстрировала коллегам буклет, выпущенный Гуманитарным центром Хаббарда. Назывался он — ни больше ни меньше — “Решение проблем образования”. А на девятой странице красовалась рецензия на программу Рона Хаббарда, подписанная... Вьюнковой. “Но ведь это же страшная секта! — поразились учителя. — Какое вы имеете к ним отношение?” Г-жа Вьюнкова протестовала, возмущалась, доказывала, что секта на самом деле не секта, а путь к лучшему будущему, рекомендовала коллегам обзавестись сайентологическими пособиями.

— Потом мы выяснили, что все те “общественные деятели”, которых Вьюнкова приводила на наши семинары, тоже были дианетиками, — говорит Андрей Курбатов, — а сама она — активист секты. И, судя по всему, г-жу Родионову она не случайно пыталась пристроить в нашу школу — дама из этой же обоймы. Поэтому последующие события были вполне прогнозируемыми.

В декабре 2000 года, после “предварительной разведки на местности”, проведенной г-жой Вьюнковой, рядом со школой на первом этаже девятиэтажного дома появилась странная организация с вывеской: “Центр “Дианетика”. Правда, сотрудники новоявленного центра чаще называли свое учреждение “церковь сайентологов”. Начался второй этап работы — вербовка.

Тест на убийство

— Ты видел результаты своего теста? Вот здесь и здесь, — регистратор-сайентолог указывает на график, — твои слабые места. Видишь, линия резко идет вниз? У тебя серьезные проблемы. С этим надо работать. Если, конечно, ты хочешь стать более успешным, более развитым, избавиться от своих страхов. Мы можем тебе помочь. Ты ведь хочешь изменить свою жизнь?

Скажите, какой подросток не захочет “избавиться от страхов” и “стать более успешным”? И кто, раз услышав, что его проблемы можно решить быстро и безболезненно, не захочет прийти к доброму регистратору еще и еще?

Все начиналось с безобидной на вид листовки, призывающей пройти некий “Оксфордский тест способностей” и выяснить “полную картину того, что происходит с человеком”. “Придите и пройдите этот тест!” — призывала листовка. И подростки шли.

ИЗ ДОСЬЕ "МК": С помощью тестов сайентологи вербуют большую часть своих сторонников. На самом деле 200-вопросный тест не имеет никакого отношения к Оксфордскому университету, зато дает чрезвычайно подробную информацию о человеке. Мало кто знает, что сайентологические вербовщики проходят специальный курс обучения под названием “Как подать людям результаты их теста таким образом, чтобы они захотели изучать сайентологию”. А вот выдержка из документа для внутреннего пользования секты: “Тот, кто обрабатывает результаты теста, должен, пользуясь полученными данными, доказать тестируемому, что именно является причиной всех его несчастий и ведет его жизнь к катастрофе, а затем показать, как сайентология может спасти его”. Первая ступень вербовки — сосредоточение внимания человека на самых проблемных для него моментах жизни (“катастрофа”). Затем вербовщик внушает жертве страх, что ее состояние будет лишь ухудшаться, а вслед за этим предлагается “разрешение всех проблем” — сайентология.

Обработка проводилась целенаправленно и много времени не занимала. Уже через три “сеанса” ребенок доверял новым друзьям полностью. Чтобы стать “смелым, сильным и умным”, нужны были деньги. И подростки выпрашивали, а то и воровали у родителей.

12-летний Сергей никогда не доставлял учителям хлопот. Благополучная семья, хорошая успеваемость. Но за четыре месяца регулярного общения с сайентологами ребенок превратился в невротика. У Сергея появилась навязчивая идея — он хотел обязательно стать гением. Мальчик то и дело просил у родителей деньги на “развивающие курсы”, а учиться стал гораздо хуже. После нескольких истерических выходок, совершенно нехарактерных для спокойного и уравновешенного подростка, родители Сергея обратились к врачам. Реабилитация шла тяжело и сопровождалась странными звонками: родителей предупреждали о возможных неприятностях в виде поджога квартиры, избиений и даже увольнения с работы. И тогда его мать обратилась в школу — УВК №1804. Здесь им всегда помогали.

В феврале 2001 года в ОВД “Южнопортовый” поступила коллективная жалоба от родителей и учителей УВК на действия центра “Дианетика”. Проверить факты было поручено участковому Мусаеву. Он поговорил с родителями и отправился к сайентологам. По итогам беседы с сектантами появился рапорт: “Заявление рассмотрено. Факты частично подтвердились. С директором по общественным связям центра “Дианетика” проведена профилактическая беседа”. Но и дианетики провели “профилактическую беседу” с участковым Мусаевым. Через некоторое время он уволился и продал квартиру. Деньги бывший страж порядка пожертвовал секте.

Следующий участковый оказался более устойчивым. Он тоже посетил центр “Дианетика” и попросил предъявить лицензии на образовательную или религиозную деятельность. Ксерокопия лицензии оказалась липой, подлинника у дианетиков не было, так что им пришлось покинуть насиженные места.

И после того как секта покинула округ, начали происходить страшные вещи, необъяснимые с точки зрения логики и здравого смысла. Дети уходили из семей, драки и хулиганские выходки следовали одна за другой. Участилось воровство среди подростков. И почти подряд — три зверских убийства в одном районе. Подросток убил собственного отца. Внук убил свою бабушку. Мальчик убил любимую девушку и ее родных. Все несовершеннолетние преступники и правонарушители еще неделю назад активно общались с дианетиками.

ИЗ ДОСЬЕ "МК": Из заключения судебно-психологической экспертизы о направленности текстов, изучаемых и распространяемых последователями центров дианетики и сайентологии: “В сайентологической литературе содержится информация, побуждающая к насилию, к совершению противоправных деяний... используются специальные языковые формы для целенаправленной передачи негативных эмоциональных оценок, негативных установок и побуждений к действиям против общественной безопасности и общественного порядка”.

Захват сверху

ИЗ ДОСЬЕ "МК":В июне 1992 г. канадский суд признал церковь сайентологии виновной в уголовных преступлениях. Ведущие политические партии Германии запретили принимать сайентологов в свои ряды. Сайентология находится под следствием во Франции и в Испании. Правительство Германии лишило сайентологию статуса религиозной организации, а министр по делам молодежи, семей и престарелых Клаудия Нольте официально заявила, что сделает все возможное для избавления Германии от сайентологической угрозы. В конце 1996 г. в Лионе (Франция) начался судебный процесс против руководства местной сайентологической организации. В 1996 г. завершено двухлетнее расследование деятельности сайентологов в Греции, прокуратура передала дело в суд с рекомендацией запрета сайентологии.

Секта сайентологов переехала в другой округ. Казалось, тихая война между дианетиками и учителями закончилась. Но вдруг как гром средь ясного неба грянуло новое назначение начальника управления образования ЮВАО. Школы округа возглавила старая знакомая педагогов УВК — г-жа Родионова. Та самая, которую когда-то привела психолог-сайентолог Вьюнкова.

Сразу же после своего назначения Родионова начала в массовом порядке “обновлять кадры”. “Обновление” выглядело внушительно. Было уволено около двух десятков учителей, в том числе заслуженных работников образования и тех, кто отдал педагогике 10, 20, а то и 30 лет жизни. Однако “новая метла” решила не ограничиваться одноразовыми встрясками. В сентябре 2002 года в системе образования ЮВАО организуется кампания по внесению изменений в уставы школ. Они касаются заключения трудовых договоров с директорами учебных заведений. Если до сих пор управление образования округа заключало договор с директором школы на неопределенный срок, теперь новый начальник требует внести в устав строчку о том, что договор будет 5-летним.

— Если договор с директором будет заключаться на 5 лет,— говорит Андрей Курбатов, — то при желании за эти пять лет можно полностью поменять директорский корпус во всем районе. А теперь вспомним основные постулаты г-жи Родионовой, которые она постоянно декларирует. Первый: исход выборов в органы власти определяют директора школ (по большому счету, это так, ведь педсостав школы может влиять на ученика и через него — на родителей. — Авт.). И второй: директора московских школ зажрались, их надо менять. Это значит, что система образования в любой момент может стать мощным инструментом информационно-психологической войны.

Педагоги — люди терпеливые. На пять лет так на пять, многие директора уже подписали и внесли все, что требовалось, хотя, по мнению юристов Мосгордумы, это незаконно. Но одно из последних распоряжений начальника управления образования ЮВАО вызвало резкий протест не только со стороны директоров и учителей, но и родителей. В УВК пришла телефонограмма: в связи с созданием в управлении ресурсно-информационного центра собрать все данные, касающиеся учащихся (Ф.И.О., год рождения, место жительства, место регистрации, номер страхового полиса) и передать дискету с этими данными в ресурсный центр.

Педагоги УВК решили, что передавать подобные сведения без согласия ребенка и родителей по меньшей мере неэтично. А родители категорически отказались представлять данные неизвестно куда и зачем. Но в других школах района взяли под козырек и поспешили привезти дискеты с личными данными. И уже через неделю — вот совпадение! — ученикам стали приходить личные, адресные приглашения... посетить праздник дианетики и сайентологии.

Тогда педагоги предприняли последнюю попытку защитить систему образования. В Департамент образования Москвы, в Мосгордуму были отправлены письма учителей, директоров и общественной организации “Родительская забота” о том, что происходит в округе. Но вразумительного ответа или хотя бы совета — что делать дальше? — они так и не получили. Более того. Педагогам конфиденциально, “между нами” и “не для разглашения” шепнули, что г-жа Родионова... один из возможных кандидатов на место начальника Департамента образования Москвы. Многие слышали еще от незабвенной мадам Вьюнковой, что ее подруга со временем возглавит все столичное образование, а потом и вовсе станет министром. Но тогда никто не придавал значения этим выступлениям, считая их сектантским бредом.

Сфера образования — одна из основных целей деструктивных сект. Скажем, ответвления церкви Муна сотрудничают с несколькими десятками районных управ Москвы: муниты читают лекции “Профилактика наркомании”, “Чистая любовь и истинная семья”, “Половое воспитание” в обычных общеобразовательных школах. Возможно, сектанты просто хотят “срубить бабки”: муниты получают деньги с управ за свои лекции, психологи-дианетики проводят “частные консультации”, прикрываясь вывеской учебного заведения, а уж о том, какие возможности дает должность начальника управления образования округа, не стоит и говорить. Но есть и еще одно объяснение: планы фанатиков деструктивных сект простираются гораздо дальше. Ведь школа — прекрасный инструмент воздействия на детей.

Г-жа Родионова по-прежнему возглавляет управление образования округа. По-прежнему в почтовые ящики попадают сайентологические листовки, и время от времени около какой-нибудь школы появляется очередной вербовщик, предлагающий подросткам свободу и счастье.

Власти не могут и не хотят останавливать деятельность сайентологов. Так что вы можете идти за ними. Секта действительно даст вам обещанное счастье. А взамен потребует всего лишь ваши деньги и вашу жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру