И жизнь, и слезы,

3 июня 2003 в 00:00, просмотров: 284

“Идиот” по рейтингу соперничает с суперхитом “Бригада”.

“Идиот” приковал к “ящику” всю страну, несмотря на то что на экране страдали, интриговали, умирали и убивали не бандюки, не братва, не “бригадиры”, а рефлексирующие герои самого загадочного русского писателя Федора Достоевского.

И только теперь можно оценить реплику Фаины Раневской из бессмертного фильма “Весна”: “Я возьму с собой “Идиота”, чтобы не скучать в троллейбусе”. Реплика оказалась пророческой.

“МК” вместе со своими читателями, активно откликнувшимися на призыв принять участие в оценке творческой команды нового сериала, был готов влепить фильму все 50 баллов — просто за возврат русской классики на экран. Однако держимся, как уговорились, 10-балльной системы оценок.

Сценарий — Владимир Бортко — 9 баллов.

Грамотно просчитана драматургия сериала. Автор не утонул в романе и не завяз по уши в многочисленных подробностях, при этом ничего не растерял. Хотя сценарий явно провис в 5—7-й серии, и все-таки почти каждая серия самодостаточна и в то же время, согласно законам жанра, заканчивается интригой. Даже для тех, кто знает роман близко к тексту, возникает эффект ожидания: что дальше? Что уж говорить про тех, кто книг Достоевского в руках не держал?

Режиссура — Владимир Бортко — 7 баллов

Плюсы: 1. Бортко не подменил сюжетной интригой сложность и загадочную мотивировку поступков персонажей романа (как это во многом получилось в свое время в сериале “Подросток”). То есть не превратил Достоевского в Крестовского. Герои фильма не уступают героям романа в странности и непредсказуемости.

2. Удачный мужской кастинг. Самая главная удача в том, что он сумел увидеть в Миронове Мышкина. Причем не просто идиота с задатками Мессии, но еще и князя. Что уж совсем оказалось неожиданным.

Минусы:

1. Мизансцены, особенно с участием большого количества персонажей, скучны, однообразны и статичны. Местами кажется, что смотришь не готовое кино, а видеозапись репетиции. Массовка показана сплошняком, в ней нет индивидуальностей. Да и трудилась она весьма халтурно. Поэтому абсолютно провалились такие важные сцены, как сжигание денег и свадебный выход Настасьи Филипповны.

2. До боли обидно за финал. У Достоевского финальная сцена ночи Мышкина и Рогожина рядом с трупом Н.Ф. — удар, от которого трудно прийти в себя. Гениальные детали в тексте романа, подробности, нюансы поведения двух людей, которые за несколько часов сходят с ума, могли бы послужить подробнейшей раскадровкой. И что вообще не получилось у Бортко — это бесконечное ожидание рассвета, который, кажется, не наступит никогда. А затем описание этого кошмарного рассвета. В фильме время укоротилось. Ожидания не случилось.

Операторская работа — Дмитрий Масс — 6 баллов.

Два слова: маловато кино будет. Никто не требует голливудских наворотов или дрожащей камеры Ларса фон Триера, но все же статичность и ординарность операторского решения навевают тоску. Плосковатый “Идиот”, исключение — начало 1-й серии, вторая половина 4-й.

Музыка — Игорь Корнелюк — 0.

А вы, Корнелюк, встаньте в угол — ваша музыка — самый откровенный провал сериала. Игорь Корнелюк передрал собственный “шедевр”, написанный им к “Бандитскому Петербургу”. Получился “Бандитский Петербург Достоевского”. Но поскольку одного восьмитактного мотивчика было мало, композитор создал еще одну тему. На этот раз уже замахнувшись не на свое творчество, а собрата по перу — Петра Ильича Чайковского. Ухудшенный и упрощенный вариант финала Шестой симфонии — “Шестая симфония для бедных”, стал второй темой фильма. Резон у Корнелюка был: как говорится в одном анекдоте про плагиатора, Чайковского всегда люди слушают с удовольствием.

Прокол с музыкой — серьезная претензия в адрес режиссера и продюсеров (Тодоровский, Бортко): реализуя столь амбициозный проект, можно было бы позаботиться о суперклассном саундтреке, который бы удвоил успех фильма.

Оценка актерских работ изменилась только в одном случае. А так все остается на своих местах. Мужские роли:

10 баллов — Евгений Миронов (князь Мышкин) — восторг и удивление: как можно сыграть мертвенно-больные глаза? Без сомнения — этапная роль.

10 баллов — Владимир Ильин (Лебедев) — веришь каждому слову, даже когда его персонаж врет и придуривается. Органика, не поддающаяся осмыслению.

9 баллов — Владимир Машков (Парфен Рогожин) — дал развитие образа, невероятной силищи игра в финальной сцене, по сути, спасла режиссерскую усталость.

9 баллов — Александр Лазарев (Ганя Иволгин) — редкостной красоты и правды мерзавец.

9 баллов — Андрей Смирнов (Тоцкий) — впервые растлитель выглядит так благородно и чинно.

9 баллов — Миша Аракчеев (Коля Иволгин) — и где только берутся в наши дни мальчики, способные сыграть культуру и интеллект тинейджера позапрошлого века?..

8 баллов — Алексей Петренко (генерал Иволгин) — и смех, и слезы, и бесстрашное лежание в гробу.

8 баллов — Александр Домогаров (Евгений Павлович) — просто порядочный человек, и никакой привычной томной поволоки в красивых глазах героя-любовника.

7 баллов — Михаил Боярский (Келлер) — постаревший и помудревший мушкетер ее королевского величества.

7 баллов — Константин Воробьев (Фердыщенко).

6 баллов — Олег Басилашвили (генерал Епанчин).

Женский состав не принес сюрпризов:

10 баллов — Инна Чурикова (генеральша Епанчина) — сила-слабость-глубина.

10 баллов — Лариса Малеванная (Нина Александровна Иволгина)

8 баллов — Мария Киселева (Варвара Иволгина) - не профессионал, а как держится. Про слабое звено — не будем.

14 баллов на троих — сестры Епанчины. Соотношение баллов такое:

6 — Анастасия Мельникова (Александра) — обаяния нет, зато четко держит рисунок роли, заданный режиссером.

4 — Росина Цедулко (Аделаида) — прехорошенькая и не раздражает, и только-то.

4 — Ольга Будина (Аглая) — непонятно одно, в самом ли деле генеральская дочь может говорить с интонациями простолюдинки, если не сказать — халды? Никакая противоречивость персонажа, истерика и наивысшее напряжение чувств не оправдывают голос “из другой оперы”. Единственная убедительная сцена — девятая серия, объяснение с Настасьей Филипповной.

5 баллов — Лидия Вележева (Настасья Филипповна) — очень красивые глаза. Могла бы быть звездой немого кинематографа.

А у нас для вас новость — на телевидении запускаются “Братья Карамазовы”. Не братки — просим не путать.



    Партнеры