Танцуй пока молодой

Долгожданных отпусков наступившим летом скорее всего не видать сотрудникам Пенсионного фонда. Уже скоро начнется первая рассылка “писем счастья”. До августа 40 миллионов будущих пенсионеров должны получить по почте квитки, которые сообщат о том, сколько мы уже успели скопить на старость.

Сколько точно в копейках

937 рублей. Такую сумму, по идее, если верить Пенсионному фонду, среднестатистический россиянин должен обнаружить в своем “предпенсионном” квитке. Хорошо, если денег окажется больше. Но может выйти и так, что в бумажке будет заботливо выведен “бублик”, то есть полнейший ноль. Это значит, что работодатель не перечислил на вашу будущую пенсию ни копеечки и делать этого, видимо, не собирается. Так что счастливые обладатели “серых” зарплат, если не смогут или не захотят исправить положение, автоматически оказываются за бортом пенсионной реформы. И при выходе на пенсию им остается рассчитывать исключительно на социальный минимум от государства. Сегодня это 519 рублей.

Здесь все понятно. Денег нет — виноват работодатель. А что делать, если на персональный счет перебросили не все? А такое запросто может произойти. До недавнего времени все перечисленные нами деньги складывались в общий котел. И только весной Пенсионный фонд начал разбрасывать их по индивидуальным счетам. В итоге получилось, что около трех миллиардов рублей оказались неопознанными. Виноватыми сразу же были определены работодатели. Дескать, подают неполную информацию о том, за кого эти деньги перечислены.

Тратить время на поиски “хозяев” Пенсионный фонд, естественно, не собирается. Если россияне сами не придут за ними до конца года, все “лишние” деньги будут отправлены в бюджет на оплату пенсий нынешним старикам. Однако определить, что накопления где-то потерялись, будет не так-то просто. Дома наедине с калькулятором сделать это невозможно — знаний не хватит даже подкованным экономистам. Единственный подходящий выход — идти в свою бухгалтерию и пытать специалистов. А если и к ним доверия нет, то остаются только отделения Пенсионного фонда, где и сейчас толкутся толпы людей.

В любом случае делать это придется в экстренном порядке. Если деньги успеют перевести в бюджет, вернуть их будет практически невозможно. К тому же совершенно непонятно, кому в этом случае предъявлять претензии. Подавать в суд на работодателя нет никакого смысла. Он свои обязательства выполнил — деньги перечислил. А Пенсионный фонд и вовсе белый и пушистый — в его недрах уплаченными считаются только “именные” взносы. Есть хозяин — деньги будут учтены и расписаны, а на нет — и суда нет. За бесхозные средства Пенсионный фонд никакой ответственности не несет. В общем, по расчетам специалистов, заняться приумножением своих накоплений на старость реально смогут чуть более трети населения.

Выбирай или проиграешь

После того как будут изучены квитки, нам предложат заполнить заявление о выборе управляющей компании, которой мы доверим крутить и приумножать наши деньги. К июлю правительство обещает провести конкурс и отобрать самые надежные частные пенсионные фонды, допущенные на этот рынок. Как планируется, о них мы узнаем из материалов, которые тоже придут по почте вместе с бланком заявления. Однако Пенсионный фонд, заинтересованный в том, чтобы наши деньги оставались у него, извещать нас об альтернативных фондах отказывается. Пока. Но все верят в чудо — в то, что его удастся уговорить. Если нет, информацию придется черпать из государственных газет.

Разница между управляющими компаниями будет лишь в содержании так называемого инвестиционного портфеля. То есть в наборе ценных бумаг, в которые предполагается вкладывать деньги. К примеру, Пенсионный фонд будет инвестировать средства через Внешэкономбанк исключительно в государственные бумаги. Сейчас власти говорят, что, доверившись им, мы получим прибавку в 20,5% годовых. Однако доходность госбумаг постоянно снижается. А значит, в результате мы в лучшем случае сможем сохранить деньги от инфляции. И то, если повезет.

Допущенные же правительством к пенсионным деньгам компании предложат будущим пенсионерам менее “консервативные” портфели. Кроме государственных ценных бумаг им позволено покупать муниципальные и региональные, ипотечные бумаги, корпоративные облигации, акции российских компаний и даже размещать деньги на депозитах.

А с 2004 года (реально — к его концу) в игру вступят еще и негосударственные пенсионные фонды. У них будет еще больше свободы в инвестировании средств. Не исключено, что их предложения будут более привлекательными, но в то же время и более рискованными. Помимо уже известного “джентльменского” набора они смогут закупать еще и иностранные акции. Но в разумных пределах — не более 20% портфеля к 2010 году.

Никто не спорит с тем, что сделать выбор, даже имея на руках всю информацию о компаниях, будет крайне сложно. Однако кто не рискует — тому и не пить на старости шампанское. На всякий случай правительство разрешило нам раз в год переходить из одного фонда в другой. Правда, при этом в качестве возмещения расходов, связанных с переводом средств (ведь нужно продать все активы, заключить много сделок, переоформить права и т.д.), со счета будет списываться некоторая сумма — от одного до трех процентов. Максимальные потери будут нести так называемые летуны, которые ежегодно станут менять фонды как перчатки. А к примеру, если человек просидел на одном месте несколько лет, то с него за переход спишут всего один процент. Надо сказать, это весьма невысокая плата. В других странах, где действует похожая система, в качестве отходных снимают до 7 процентов.

Между тем подстраховаться, разделить деньги на несколько частей и разбросать их по разным фондам будет невозможно. По крайней мере на первых порах, поскольку накоплений пока очень мало — делить особенно нечего. А вот лет через пять-шесть, как рассказал “МК” первый замминистра экономического развития и торговли России Михаил Дмитриев, этот вопрос можно будет поставить. Но даже если делить сбережения и разрешат, экспериментировать мы сможем только на негосударственном рынке. В рамках Пенсионного фонда такая возможность даже не рассматривается. Еще бы: при таком раскладе подавляющая часть будущих пенсионеров захотела бы оставить часть сбережений у государства, а остальное — пустить в вольное рисковое плавание. Но чиновников не перехитришь. У них свой интерес: утром все деньги, вечером — обещанная пенсия.

С выбором тоже придется поторопиться. Определиться нужно будет уже до 15 октября. Тем, кто решил доверить свои накопления государству, делать ничего не придется: нужно банально промолчать. Осенью все сбережения молчунов автоматически будут переведены во Внешэкономбанк. Тем же, кто все-таки надумает рискнуть и выберет другую компанию, придется заполнить анкету и отослать ее заказным письмом в Пенсионный фонд. Или лично с паспортом и пенсионной карточкой в руках прийти в его ближайшее отделение.

Хотели как лучше...

Так уж сложилось, что лень в новой пенсионной системе — дело наказуемое. Может получиться так, что деньги в выбранный пенсионный фонд переведут только в том случае, если вы не поленитесь и собственными ногами дойдете до отделения и сообщите о выборе. Все дело в том, что Пенсионный фонд только сейчас вспомнил, что не обзавелся образцами подписей россиян. А как же, простите, он сможет принять заявления по почте, если не будет знать, подлинный на нем стоит автограф или нет?

Выход из этой ситуации в спешном порядке нашли. Желательно заверить подпись на анкете у нотариуса или в специальных агентствах, с которыми Пенсионный фонд заключит соглашения. Правда, в фонде еще не решили, что это будут за организации. Короче говоря, если Пенсионный фонд засомневается в подлинности подписи на анкете, то деньги не отправятся в руки частной компании, а останутся в государственном котле.

И это еще далеко не все сюрпризы. Если вдруг вы совсем ничего не обнаружите в своем почтовом ящике — не удивляйтесь. По нашей информации, сегодня Пенсионный фонд не в силах идентифицировать не только наши автографы, но и... адреса многих граждан. А посему часть пенсионных выписок (между прочим, такие справки по нашим законам подпадают под категорию налоговой тайны) может просто до вас не дойти. Не исключено, что чьи-то письма придут “на деревню дедушке”. А там ищи ветра в поле.

Но и это только полбеды. Квитки будут рассылаться по почте. А всем хорошо известно, как работают наши почтальоны. Вряд ли им по силам справиться с 40-миллионным потоком писем. Да еще и в кратчайшие сроки. Таким образом, как это ни печально, забрать свои накопления у государства в ближайшее время удастся единицам.

А может быть, и не стоит так волноваться? В любом случае пенсионная реформа проблему не решит. По самым оптимистическим прогнозам, даже после 2017 года пенсии будут процентов на 25 ниже средней зарплаты. Так что на счастливую и беззаботную старость все равно не хватит.

Тем более что если раньше ответственным за пенсии было государство, теперь крайних придется искать по разным инстанциям. Случись очередной кризис, государство заплатит лишь минимальную базовую часть. Со страховой будет уже сложнее. Ну а накопительная останется целиком на совести пенсионных дельцов. Такая вот рулетка: или пан, или пропал.

СПРАВКА “МК”

Согласно пенсионной реформе, копить себе на старость начали мужчины с 1952 года рождения, женщины — с 1957-го. Вот уже год, как часть единого социального налога, которая традиционно отчисляется в Пенсионный фонд, стали делить на три части: базовую, страховую и накопительную. Из этих денег и складывается понемногу наша будущая пенсия.ы

По принципу советской пенсионной системы будет выстраиваться лишь базовая часть пенсии: из нее выплачиваются деньги сегодняшним старикам. А мы взамен получаем гарантию того, что государство в обязательном порядке выплатит какой-то минимум. Даже если на работу в свое время ходили очень недолго.

Страховая часть уже зависит от размера зарплаты. Однако эти деньги фиксируются на индивидуальном счете в Пенсионном фонде только в цифровом выражении. А реально они направляются в общий котел, из которого выплачиваются пенсии всем, в том числе и нынешним пенсионерам. Но как только человек уйдет на заслуженный отдых, исходя из полученных и зафиксированных голых цифр, ему рассчитают пенсию. Она и будет выплачиваться из “общака”.

Накопительная часть — единственная составляющая новой пенсии, которая не идет в бюджет и размер которой будет определяться нашей с вами расторопностью и знанием предмета. В зависимости от того, какая компания будет инвестировать средства, пенсия будет приумножаться или, не дай бог, сгорит вовсе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру