Прощание славян

Сегодня с ж/д станции Бисилина в Боснии отправится на родину первый эшелон с российской боевой техникой. Почти два месяца бывшая Югославия под марш “Прощание славянки” будет расставаться с нашими миротворцами. Последнюю точку в более чем 7-летней новейшей истории российского миротворчества на Балканах поставят 24 июля в Косове.


— Вовремя уходим, — не сомневается зам. командующего Сухопутными войсками генерал-майор Александр Чечетенко. — Наверное, впервые за последние 10—15 лет не бежим, а именно уходим, к тому же по собственной инициативе. Военная часть миротворческой операции на Балканах завершена, а полицейскими функциями пусть занимаются правоохранители. Насколько я в курсе, представители российского МВД здесь еще останутся.

Выводом российских “голубых касок” из бывшей Югославии командует другой зам. главкома сухопутчиков — генерал-лейтенант Валерий Евневич. 3 июня с группой офицеров он вылетел в боснийский город Углевик, чтобы лично контролировать отправку людей и боевой техники. В Международных силах стабилизации в Боснии и Герцеговине (SFOR) российский миротворческий контингент действовал с января 96-го. В последнее время он насчитывал 350 военнослужащих, более 200 бронемашин и автомобилей. Теперь это “хозяйство” надо вернуть в Ленинградский военный округ. В главкомате Сухопутных войск составили график вывода. 5, 21 июня и 3 июля со станции Бисилина на северо-восток отправятся эшелоны с техникой. Путь по железной дороге займет больше двух недель. Личный состав переправят по воздуху транспортники ВВС — спланированы 2 рейса с аэродрома “Тузла”.

После Боснии подоспеет очередь миротворцев из Косова — KFORовцев. 650 солдат и офицеров передислоцируют в Московский военный округ. Таким образом, из бывшей Югославии выведут весь российский контингент — тысячу военнослужащих.

— Что с ними будет потом? — интересуюсь у генерала Чечетенко.

— Офицеры и прапорщики продолжат службу. С солдатами и сержантами сложней. Все они контрактники, и, конечно, мы хотели бы использовать в войсках их миротворческий опыт. Особенно это касается ребят из 13-й батальонной тактической группы, которые выполняли задачи в составе международной бригады “Восток” на границе Косова и Македонии. Те же американцы подчинялись нашему полковнику Ланицкому как миленькие. Поверьте, это бесценный опыт. Но чтобы он заработал в России, каждому солдату надо перезаключить контракт с Минобороны — прежний предусматривал местом службы только Балканы. Сомневаюсь, чтобы нашлось много желающих сделать это — дома никто не станет платить контрактнику тысячу долларов в месяц.

— А кто платил нашим миротворцам эту тысячу?

— Россия же и платила. В этом наше отличие от других “голубых касок” — с ними рассчитывалась ООН. Лишь натовцы полностью содержали своих солдат и офицеров. Точных цифр я не знаю, но можете не сомневаться — держать военных на Балканах для России было тяжелым финансовым бременем. В том числе и поэтому мы приветствуем вывод войск и даже настаивали на нем. Фактически вывод начался в прошлом году, когда втрое сократили военный контингент. А сейчас просто не продлили миротворческий мандат, заканчивающийся 1 июля. Будет что вспомнить! Тот же бросок наших десантников на аэродром “Слатина”, братские отношения с сербами. Такое не купишь ни за какие деньги!

Но есть и другая сторона “балканской медали”, которую предпочитают не показывать общественности. За годы пребывания наших миротворцев в бывшей Югославии система комплектования FORов превратилась в настоящий рай для мздоимцев. Офицерских “клеток” это касалось в меньшей степени — их заполняли главным образом по звонкам: говорят, конкуренция “блатных” не шла ни в какое сравнение с насквозь коррумпированной ЗГВшной Германией. Зато на вербовочных пунктах в военкоматах вымогатели отрывались по полной — с рекрутов требовали до трети суммарного годового жалования солдата-миротворца (примерно 3 тыс. долларов). Потом их обирали в учебных центрах — под угрозой отчисления из команды.

— Представляю, как матерятся те, кто недавно перевелся на Балканы, — говорит знакомый офицер, вернувшийся из 5-месячной командировки в Косово на приличном “Форде Эскорт”.

Речь — о тех самых “выживших”, что рассчитывали не только окупить мзду, но и кое-что заработать. Вместо баксов им организовали облом. А ведь еще в январе, когда шла очередная ротация миротворцев, новобранцам вдалбливали — вывод неблизок.

...Теперь балканскую “пасеку” прикроют. Если и есть плюсы в выводе наших войск, то этот — несомненно, главный.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру