Московский фестиваль откроется “прогулкой” по Петербургу

5 июня 2003 в 00:00, просмотров: 340

20 июня начинается Московский международный кинофестиваль. И впервые за последние годы он открывается отечественным фильмом из конкурсной программы. “Прогулка” петербургского режиссера Алексея Учителя — фильм спорный, но интересный (“МК” уже не раз рассказывал об этом проекте, начиная с его съемок). Сюжет придуман им совместно с его постоянной сценаристкой Дуней Смирновой. А оригинальное название сценария — “Петербург on line” — с головой выдает стремление авторов идти в ногу со временем.

“Прогулка” — это полуторачасовое романтическое путешествие по центру Петербурга. Здесь легко совмещаются правда жизни и киношная ложь. Правда, которую видишь на экране, впечатляет: город в преддверии 300-летия, весь в лесах (уже история!), разрытая Дворцовая площадь, демонстрация болельщиков “Зенита”. “Прогулка” — это практически городской альбом начала XXI века.

На фоне петербургской действительности сценарные страсти кажутся высосанными из пальца. Лихо закрученный сюжет напоминает гордый чуб на запорожском лбу — одиноко и как-то глупо торчит на фоне молчащих петербургских “развалин”. Впрочем, сюжетные шероховатости вполне сглаживает ненавязчивая игра молодых, но талантливых актеров. Герои слишком много болтают, но, если вы отключите звук, ничего не потеряете. Главное — пластика, движения. Движение для фильма, снятого практически в режиме реального времени, вообще играет ключевую роль.

Следуя своей давней традиции, Алексей Учитель продолжает снимать у себя актеров Театра Петра Фоменко. Главные роли в “Прогулке” сыграли недавние ученики Петра Наумовича — Павел Баршак, Ирина Пегова и Евгений Цыганов (кроме Цыганова, засветившегося в фильме Дениса Евстигнеева “Займемся любовью”, все в кино дебютанты). Накануне ММКФ “МК” решил поговорить с главным героем “Прогулки” Павлом Баршаком:

— Паша, как ты попал на этот фильм?

— Татьяна Шелест, ассистент режиссера по кастингу, которая погибла в Кармадонском ущелье вместе с группой Бодрова, привела меня на эту картину. Все сразу же решилось в мою пользу, и потом Учитель подбирал остальных актеров под меня. Сначала Женю Цыганова, который уже снимался в кино, а потом мы все вместе стали искать девчонку. Так появилась Ира Пегова. Мы учились у Фоменко на одном курсе (выпуск 2001 года) — наверное, Учитель захотел, чтобы все были одной масти, из одного котла.

— Проще так играть, междусобойчиком?

— Намного. Не тратишь время на лишние разговоры.

— А сценарий тебе сразу понравился?

— Нет, возникла масса вопросов, и первый: может ли вообще произойти такое в жизни? Но надо было исходить из того, что есть.

— Чувствуешь себя героем, звездой?

— Героем... Нет. Герой должен быть таким, чтобы все с него писали портрет. Наши персонажи не герои. Это не настолько еще раскрывшиеся, сформировавшиеся люди. Они только начинают внедряться в жизнь.

— А есть у тебя роль-мечта?

— Я думал до недавнего времени, что Раскольников написан для меня. Оказалось, нет. На самом деле, кого бы ты ни хотел, ни мечтал сыграть, все равно ты будешь играть того, кого тебе скажут. Или не будешь играть вообще.

За кинематографической легкостью повествования в “Прогулке” угадывается точный коммерческий расчет: модный эксперимент с реальным временем; современные сюжет и герои; наимоднейший Евгений Гришковец в роли второго плана и — для настоящих гурманов — почти вся труппа Театра Петра Фоменко, включая Галину Тюнину, в эпизодах; наконец, Петербург с его прогремевшим на весь мир 300-летием. Картина обречена на фестивальный успех, а при умелой раскрутке — и на неплохие кассовые сборы (при очевидно небольшом бюджете).

Роль Евгения Гришковца должна остаться секретом, так как, по сюжету, на ней держится весь фильм. В кадре он появляется всего на пять минут.

— Евгений, почему вы согласились сыграть у Учителя и чем вас привлекла эта роль?

— Прежде всего я прочитал сценарий и посмотрел почти полностью отснятый материал, который мне понравился. Мне показалось, что это легкая, забавная и вполне современная картина. Потом мне очень хотелось сыграть с молодыми артистами, потому что с этим актерским поколением я практически не встречался. И, наконец, мне просто нравится играть в кино.

— Почему?

— Ну потому что в театре я играю свои спектакли раз за разом, а здесь я один раз снялся — и все. Теперь я приду на премьеру, буду сидеть в удобном кресле в кинотеатре, может быть, даже пить пиво и наслаждаться зрелищем. Когда актеры говорят, что им трудно играть в кино, — врут.

— А как вы относитесь к тому, что “Прогулка” открывает ММКФ?

— Я не думаю, что это очень хорошо для картины, потому что это не такая масштабная работа. Но мне будет приятно присутствовать на открытии в центральном кинотеатре и видеть свое лицо на широком экране. Я доволен своей работой.




Партнеры