Сам себе изувер

Какому нормальному человеку не хочется отдохнуть недельку-другую от работы или учебы? Или, к примеру, получать каждый месяц небольшую, но приятную надбавку к зарплате?.. Вопрос в другом: на что мы готовы ради этих удовольствий? Кто-то по старой школьной привычке делает “больной” вид и невинно отпрашивается у шефа. А кто-то вооружается азотной кислотой и нещадно прижигает себе лицо...

Как выяснили корреспонденты “МК”, членовредительство в последнее время стало настоящим хобби для москвичей. За подробностями мы отправились в Клинику кожных и венерических болезней Московской медицинской академии имени И.М.Сеченова.

Неправдоподобные жалобы на различные недуги и так называемый самострел носят в медицине название патомимии (от греч. pathos — “страдание, болезнь” + mimesis — “подражание, изображение”). Отдельным заболеванием патомимия стала недавно. По статистике, этим недугом, который сами медики еще называют синдромом Мюнхгаузена, страдают больше женщины, чем мужчины. Наибольшей популярностью пользуется имитация кожно-венерических болезней. Их легче всего подделать, к тому же врач может с одного взгляда убедиться в “тяжелом состоянии” пациента.

— У пациентов с синдромом Мюнхгаузена могут быть самые разные причины для обмана, — рассказывает научный сотрудник клиники, врач-дерматолог Андрей Львов. — Кто-то делает это для банального “откоса” от армии. Встречаются умельцы, которым действительно удается таким образом избежать службы...

Но, как оказалось, призывники занимают не самое главное место среди патомимистов. Некоторые наносят себе всевозможные повреждения ради... получения инвалидности. На лекциях, посвященных патомимии, профессора часто вспоминают случай сорокалетней давности, когда в клинику направили немолодую женщину с ужасными язвами на животе и боках. Лучшие кожники ломали голову над неизвестным заболеванием, и никто не мог поставить точный диагноз. Состояние пациентки ухудшалось с каждым днем. Наконец одного из врачей смутила слишком уж странная геометрия язвочек: тут были и треугольные, и квадратные, и многоугольные повреждения... Специалисты решили понаблюдать за дамой и поместили ее в многоместную палату. На следующий день соседи больной по палате рассказали врачам, что ночью пациентка достает из термоса небольшие кусочки сухого льда и кладет их себе на живот для получения ожога. Оказалось, что, воспользовавшись своим служебным положением (аферистка работала мороженщицей), дама наворовала сухого льда и решила с его помощью заполучить заветную инвалидность.

Еще один соискатель повышенной пенсии сейчас находится в клинике. Захожу в палату. На больничной кровати сидит мужчина лет пятидесяти с обожженным лицом. Он из Новосибирска. Поправить материальное положение семьи при помощи инвалидности ему посоветовала супруга-врач. В течение нескольких дней каждое утро мужчина обрабатывал лицо ваткой, смоченной азотной кислотой. Разумеется, в итоге “экспериментатор” отправился в кожвендиспансер. Затруднившись поставить диагноз, местные врачи направили его к коллегам в Москву. “Подделку” специалисты клиники распознали почти сразу. Но сам лжебольной об этом пока не знает. Он основательно вошел в роль — на лице отражены едва ли не все муки человечества.

— Как вы себя чувствуете? — проникновенно спрашиваю я.

“Больной” демонстративно морщится, дотрагиваясь до пораженной кожи.

— Зуд замучил, особенно по ночам. Откуда только у меня эта гадость появилась?! И ведь не лечится! Вот даже сюда направили...

Скорее всего доктора так и не сообщат ему о своем “открытии”.

— А зачем?! — удивляется Андрей Николаевич. — Эти пациенты так хотят получить желаемое, что даже сами начинают верить, будто заболели по-настоящему. Попробуйте ему скажите, что он все подстроил, — реакция будет непредсказуема!

Однако не все решаются навсегда заклеймить себя группой инвалидности. Многие предпочитают более легкие формы обмана, чтобы, например, заработать больничный по “уважительной” причине. Но не всем присуще чувство нормы, и иногда симулянты даже оказываются в реанимации. Некоторые потом используют уже настоящую инвалидность для улучшения жилищных условий...

Недавно в клинику обратились нейрохирурги из московской больницы. Они были в панике: недавно прооперированная пациентка собралась подавать на хирургов в суд за серьезные осложнения после операции (у женщины были проблемы с шейным нервом). Доктор пригласил жаждущую справедливости 60-летнюю пенсионерку к себе. При осмотре послеоперационных рубцов за ухом он увидел, что нагноение и воспаление действительно есть, но не самих рубцов, а расчесанной и разодранной кожи вокруг! Было очевидно, что алчная пенсионерка саморучно имитировала осложнение, чтобы сорвать куш.

Бывает и так, что пациенты прикидываются больными ради лишней “дозы” ласки и внимания. Так, в клинику поступил молодой человек с сильной угревой сыпью. Было видно, что он жутко комплексует. После лечения в клинике с применением суперсовременных препаратов кожа на лице парня стала как у младенца. Но он остался недоволен! Дело в том, что после выздоровления родители перестали опекать паренька, как прежде. И, чтобы вернуть их заботу, он расковырял и раздавил себе все лицо! После чего сообщил врачу, что никакие средства не помогут его беде и он будет всю жизнь ходить с угрями...

Иногда, чтобы усугубить уже имеющуюся болезнь, пациенты посыпают пораженные участки солью, прижигают марганцовкой или раздирают ногтями. Часто бывает так, что повреждения приводят к серьезной инфекции или заражению крови. Известен случай, когда пациентка “заработала” плоскоклеточный рак, в течение 40 лет постоянно ковыряя рубец после холецистэктомии.

Врачи считают: если человек специально повредил себе что-нибудь — значит, с головой у него точно что-то не в порядке. По состоянию сознания врачи приравнивают таких пациентов к самоубийцам. Поэтому и “лечат” лжебольных при непосредственном участии психиатров. Сначала залечивают раны, а уже потом пытаются реабилитировать нервную систему.

Самое сложное в патомимии — это вывести симулянтов на чистую воду. Искусственно сделанные дерматиты с трудом поддаются распознаванию. В 90% случаев ничего не подозревающий врач ставит диагноз ошибочно. Если же у медика появляются сомнения в подлинности заболевания, помогает пристальное наблюдение за пациентом на больничной койке. Бывает, врачи идут на крайние меры. Так, например, поступили с одним мужчиной, который в надежде получить больничный пожаловался на аллергию от... смазки презерватива. Осмотрев мелкие, как на подбор правильные “зудящие язвочки”, врачи разоблачили его. Но пациент был тверд в своих намерениях и ни за что не сознавался в симуляции. Тогда врачам пришлось разыграть целый спектакль. Они сказали ему, что с таким запущенным заболеванием требуется срочная ампутация его “мужского достоинства”. Назначили день операции, завели пациента в операционную, и хирург в красках стал рассказывать о том, что собирается делать... Тут нервы симулянта сдали, и он сбежал из клиники без всякого больничного.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру