Маршрут на тот свет

“20 минут страха — и ты дома”. Такой рекламный слоган ежедневно читают пассажиры одной из многочисленных маршруток-“Газелей”, курсирующих по Подмосковью. Доля истины в этой шутке ох как велика. Только за эту неделю в ДТП с участием маршрутных такси в разных регионах России 20 человек погибли и 19 получили ранения! Причем самые тяжелые аварии пришлись на столичный регион.

Стоит ли вообще пользоваться услугами маршрутных такси? И если да, то насколько велик шанс добраться до дома невредимым? Наконец, кто должен нести ответственность за погибших пассажиров? На эти вопросы попытались ответить корреспонденты “МК”.

Водитель-смертник выпивал только по праздникам

СПРАВКА “МК”. За пять месяцев 2003 года в Подмосковье произошло 178 ДТП с участием автобусов и маршруток, в которых погибло 38 человек и было ранено 242. По вине водителей автобусов и маршруток 11 человек погибло и 100 ранено.

Самая кровавая в списке катастроф последних дней — безусловно, авария на Киевском шоссе, произошедшая днем 10 июня. В этой “мясорубке” погибли 9 и пострадали 8 человек.

Разбившаяся “Газель-3285” принадлежала небольшой фирме “Автокан” в городе Малоярославец Калужской области. Шофер, 49-летний житель Обнинска Ашот Аветисян, встал в тот день очень рано — первый рейс в 7.00. В Малоярославце маршрутка стартовала от железнодорожного вокзала — здесь таксисты предлагают свои услуги горожанам, не желающим толкаться в электричках. Но большинство пассажиров все же подсаживаются по пути, в Обнинске. Спустя два часа такси прибывает в столицу, к Киевскому вокзалу, после чего высаживает клиентов и еще через час отправляется назад, в Малоярославец. Не стал отклоняться от традиционного маршрута и Аветисян. К 11.00 он уже выехал из столицы и отправился в обратный путь.

В это же время впереди “Газели” по Киевскому шоссе следовал “КамАЗ” с прицепом. Житель Липецкой области Владимир Орехов перевозил зерно. Неожиданно в районе 60-го километра грузовик столкнулся с “Фольксвагеном-Пассатом”. Водители не пострадали. Они вызвали ГИБДД, включили “аварийку” и остались на месте: грузовик — в левом ряду, а иномарка — поодаль, в правом.

В этот момент их и догнала прыткая “Газель”. Видимость на трассе была отличной, дорога — широкой, и, не разгони водитель маршрутку до 80 км/ч, ничего бы не случилось. Но лихач, не тормозя, попытался объехать грузовик и на всех парах влетел в прицеп грузовика. От удара последний сложился в гармошку, а маршрутку разорвало на части.

Такси стало братской могилой для водителя и семи его пассажиров. Погибли 28-летний житель Курчатова Игорь Галайба, 15-летний москвич Павел Хортов, 30-летний житель Обнинска Лилам Манукян, 36-летняя жительница поселка Кудиново Калужской области Ольга Костанда, 42-летний таджик Азимжан Тошболтаев и две неизвестные женщины. Уже в больнице поселка Селятино скончался 26-летний житель Калужской области Александр Баранов. Еще три женщины и пять мужчин с переломами оказались на больничных койках. Среди них офицер Российской армии, а также 17-летний подросток и его мать, жители Балашихи. В целом же большинство пассажиров — мигранты, торгующие в Подмосковье на рынках или подрабатывающие мелким строительством.

Руководитель компании “Автокан” Александр Назаров заявил “МК”, что машина была куплена в сентябре прошлого года и была оснащена дополнительными поручнями, двумя огнетушителями, аптечками. А за месяц до трагедии успешно прошла инструментальный контроль на стенде. Осматривали специалисты “Газель” и перед последним рейсом в Москву. Неисправностей выявлено не было. Утром 10 июня проходил медосмотр и Аветисян. Давление и пульс были в норме, и врач дал “добро” на поездку.

“Этот человек почти всю жизнь провел за рулем. Очень положительный, выпивал только с друзьями по праздникам”, — рассказывают знакомые Ашота. Отучившись в Ереванском техническом университете, Аветисян пришел работать в автохозяйство. Позднее армянин с супругой и двумя сыновьями (18 и 20 лет) переехал в Обнинск и устроился водителем городской маршрутки. В начале июня этого года Ашот решил попробовать себя в междугородных перевозках пассажиров и пришел в “Автокан”. Он, как положено, 50 часов отъездил с другим водителем, чтобы изучить особенности трассы. С понедельника Аветисяну доверили “Газель”. 10 июня был его второй самостоятельный выезд. И Ашот сразу же решил “усовершенствовать” машину — вместо положенных 14 пассажиров водитель взял на борт 16. Деревянную скамейку, на которой ютились бедолаги, обнаружили среди груды металла.

Пассажиры маршруток не должны смотреть в глаза друг другу

— Трагедия на Киевском шоссе произошла потому, что водитель недостаточно освоился на российских дорогах, — предполагает начальник УГИБДД Московской области Сергей Сергеев. — В ближнем зарубежье другой стиль езды, манера вождения, плотность потоков. Чтобы перевозить людей, необходим больший практический опыт. Не исключено, что шофер и заметил грузовик, однако учтите, что он рано проснулся, неуверенно чувствовал себя на дороге... Вот и не смог вовремя принять решение. Возникают вопросы по выпуску такого шофера на трассу и к работодателю — в области Трудового кодекса, и к Минтрансу, поскольку перевоз был лицензирован.

— Водители маршрутных такси сплошь и рядом нарушают правила дорожного движения, — говорит заместитель начальника отдела технического надзора УГИБДД Московской области Алексей Яцишин. — Это и обгон, и выезд на встречную полосу, и превышение скорости. Маршрутки работают на износ. А ремонт и обследование машин часто носит поверхностный характер. Да и контингент водителей оставляет желать лучшего. Часто у шоферов очень маленький стаж или вовсе отсутствуют права категории “Д”. А порой они управляют машиной нетрезвыми или смертельно уставшими.

— “Газели” в России находятся в безобразном состоянии, — утверждает доктор наук Анатолий Рябчинский, профессор МАДИ. — Такой вид транспорта вообще не предназначен для перевозок пассажиров. В мире это уже давно поняли. Необходимо оснастить все сиденья ремнями безопасности и подголовниками. Также недопустимо, чтобы люди сидели лицом друг к другу. При аварии они убьют себя сами, столкнувшись телами. Все сиденья следует разместить друг за другом, чтобы каждая спинка кресла в случае аварии смогла удержать от перемещения по салону сзади сидящего пассажира. Необходимо сделать прочными крепления сидений и освободить проход к аварийному выходу. Но без законодательной базы ни один автопроизводитель не станет заниматься усовершенствованием: это влечет большие затраты. Изменение конструкции повысило бы стоимость машины на 1000 долларов. Но пора определить, что дороже: деньги или людские жизни.

“Если надо, я клиента и на крышу посажу”

— Для меня деньги важнее, — честно признается 38-летний Георгий, работающий на маршруте у метро “Октябрьская”. Он родом из Тбилиси, водил такси по горным дорогам, а посему слишком уверен в себе. В Москву приехал год назад. По его словам, среди водителей маршрутных такси до 60% — выходцы из бывших республик СССР. И все думают только об одном — о плане.

— Многие беды с “Газелями” из-за больших планов, — соглашается 50-летний Александр, водитель с 30-летним стажем. Его вотчина — маршрут от метро “Щукинская”. — Например, за выходной шофер должен отдать хозяину 2500 рублей, а в будни — 3500. Снижается эта планка только в случае неисправности машины или других уважительных причин, да и то на 150—200 рублей. А ведь в маршрутке 13—14 мест, один пассажир стоит 10—12 рублей... Вот и приходится в конце дня доплачивать из своего кармана. Порой и по 500 рублей докладываем. То, что заработал сверх “тарифа”, забираешь себе.

За тем, чтобы шоферы не ставили “лишние” кресла, в фирме следят строго. Вплоть до увольнения с работы. Но водители хитрят. Например, вечером выбрасывают дополнительные сиденья где-нибудь на маршруте, рядом с той же остановкой. А утром подбирают их и работают дальше.

— Только дебилы ставят в маршрутки деревянные ящики, — ругается на коллег Александр. — Обычно мы используем старые сиденья от других машин.

Репортер “МК” напросился на маршрут вместе с водителем. Сегодня выходной, аврала нет, все пассажиры едут сидя. Ехидно замечаю, что дверь в салоне закрывается лишь с третьей попытки.

— Э-э, не говори. Сколько раз механику говорил, — негодует Георгий. Успокаиваю недавней новостью из Подмосковья: в одном из городов в порядке эксперимента пустят на линию маршрутки, где дверь открывается путем нажатия кнопки. Просто и удобно.

Вообще, “Газели” инспектируют два раза в день — утром и вечером. После 100 “накатанных” часов следует так называемая мягкая проверка. Заменяют масло, смотрят тормоза, колодки, колеса. После 200 часов осмотр более тщательный. Правда, порой ремонтом занимаются спустя рукава.

— У моего приятеля на “Газели” прямо в рейсе рулевая тяга разъединилась, — вспоминает Александр. — Хорошо, что он вовремя люфт почувствовал. Да и у меня такое было. На ходу отвалилось переднее колесо. Для “Газели” такая ситуация смертельна.

По пути фиксируем нарушения. Вот водитель превысил скорость. “Подрезал” троллейбус на остановке. Хамоватые “газельщики” знают, что большинство водителей троллейбусов — женщины, у которых не хватит пороху сражаться за место на дороге.

А вот и “стоячий” пассажир. Интересуюсь у Георгия, часто ли его наказывают за подобные “огрехи” сотрудники ГАИ.

— Не смеши, дорогая. Я всегда иду в левом ряду, скорость под 70. И кто меня остановит? Если надо, я клиента и на крышу посажу. А потом, какой гаишник захочет связываться со сварливыми пассажирами? За семь месяцев работы ни разу не остановили.

— Но если заметит — штраф огромный, — жалуется Александр. — А вот за дополнительные сиденья у аварийного входа гаишники ругают не сильно.

Кстати, водитель с другого маршрута признался, что они уже давно знают всех автоинспекторов с “их” трассы. И заранее договариваются полюбовно. Правда, другие шоферы эту информацию не подтвердили.

Операция “Газель” для большинства нарушителей пройдет безболезненно

СПРАВКА “МК”. По дорогам столицы ездит 67 тысяч “Газелей” разных модификаций. На территории Московской области официально зарегистрировано около 20 тысяч автобусов, в том числе “Газелей”.

Сразу же после аварии 10 июня в Москве и Подмосковье было объявлено о проведении профилактической операции “Газель”, которая будет в этом году уже третьей. В столице она пройдет до 21 июня, а в области — до особого распоряжения начальника ГИБДД. Инспектора проверяют как машины, так и самих водителей. Кстати, гаишники отмечают, что часто шоферы маршруток вместо путевого листа с отметками о количестве рейсов возят с собой доверенность. Это позволяет делать неограниченное количество поездок. Использовал этот трюк и погибший на Киевском шоссе Аветисян.

Также во время рейда гаишники отправятся на автопредприятия. И помимо всего прочего планируют проверить, устраиваются ли там курсы для шоферов с разбором сложных дорожных ситуаций.

— К нам уже приходили, — рассказывает водитель маршрутного такси Дмитрий, приезжий из Хабаровска (стаж работы на “Газели” более года). — Тормоза, сцепления, газ теперь будут проверять каждую неделю, а не раз в месяц, как раньше. Медосмотр стал более строгим. Помимо “трубочки” могут и анализы сдавать направить. Внешнему виду стали больше внимания уделять. Мне прическу приказали поправить.

— А у нас в гараже появились объявления, — добавляет “старый знакомый” Александр. — Краткий рассказ о том, что произошло 10 июня, и напоминания водителям. Мол, будьте осторожны и бдительны. Но у нас с этим и так строго. За малейшее нарушение (неправильный съезд по пандусу при выезде из гаража, что-то не то на линии) тебя “выдергивают” и начинают “прорабатывать” беседами. Вот мы сейчас разговариваем, а в какой-нибудь из стоящих легковушек может находиться наше начальство. В фирме есть несколько так называемых дежурных машин, на которых начальник колонны выезжает на линию и проверяет “Газели”. Для “засад” выбирают места, где чаще всего и нарушают правила движения. Для нас эти ревизоры пострашнее гаишников. Тем заплатил 500 рублей — и езжай по трамвайным путям. А эти за любую провинность могут уволить. За мелкую аварию, за вождение в нетрезвом виде. Но некоторые ребята все равно умудряются “балдеть” на трассе.

Так стоит ли транспортникам всерьез опасаться подобных “наскоков” со стороны ГИБДД? Как сообщили “МК” в столичной и областной транспортных инспекциях, организации, занимающиеся перевозкой пассажиров, лишают лицензий достаточно редко. К примеру, в ходе последней проверки московских автопредприятий одно из них пострадало за несанкционированную установку дополнительных кресел в салонах. У ряда подмосковных транспортных фирм лицензия приостановлена за нерегулярное проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей. Но это — капля в море.

Почему же нарушители так редко лишаются лицензий? Просто для сурового наказания необходимо, чтобы контора неоднократно преступила закон. Обычно же после взбучки транспортники пытаются ненадолго “залатать” дыры. Водителям приказывают убрать лишние сиденья, не подсаживать по пути “стоячих” пассажиров... Потом, правда, все возвращается на круги своя, но до следующей проверки коммерсанты рассчитывают придумать что-нибудь еще. Некоторые даже не скрывают, что просто дают “на лапу”. Крупные транспортные компании давно имеют “своих” людей в большинстве властных структур. Так что максимум, чего можно ожидать от рейдов, — это уменьшение числа фирм-перевозчиков. Мелкие (их более десятка) после визитов ГАИ и транспортной инспекции исчезнут. А вот монополисты все равно выстоят. И будут продолжать возить москвичей на опасных для жизни “Газелях”.

Самое опасное место в маршрутке — слева от входа

Что ж, получается, в маршрутные такси действительно лучше не садиться? Ведь при серьезной аварии у пассажиров совсем мало шансов уцелеть. Не так давно на полигоне в Дмитровском районе Подмосковья был проведен краш-тест отечественного микроавтобуса. Для “Газели”, где находилось 7 манекенов, имитировали лобовое столкновении на скорости 56 километров в час. От удара “пассажиров” тут же сорвало с мест и побросало друг на друга. Один из манекенов перелетел через весь салон и ударился головой в стекло. Другой, сидевший слева от входа, с такой силой налетел на поручень, что сломал его. По заключениям экспертов, при настоящей аварии эти пассажиры погибли бы сразу же, остальные получили бы тяжелые травмы. Меньше всего повреждений получил манекен-водитель. Его место оказалось наиболее защищенным.

Автоинспектора считают, что ситуация не безнадежна. И уже разработали план борьбы с нерадивыми “газельщиками”. Руководство ГУ ГИБДД МВД РФ планирует предложить ряд поправок в ПДД, правила перевозки пассажиров и Административный кодекс. “Необходимо чаще лишать прав за нарушение правил и увеличивать штрафы”, — считают эксперты.

Революционные меры готовят и местные власти. В частности, как стало известно “МК”, вызревает проект создания в столичном регионе муниципальной компании — либо в структуре Мосгортранса, либо отдельного предприятия (так поступили в одном из городов Поволжья). Соответственно, возить пассажиров будут уже не на престарелых “Газелях”, а на микроавтобусах новой модификации, отвечающих всем требованиям безопасности. Частники же, во-первых, будут проходить суперстрогий отбор, а во-вторых, согласовывать свои планы опять же с Мосгортрансом. Ведь не секрет, что сейчас многие маршрутные такси дублируют автобусы и троллейбусы даже там, где это не требуется. Вот и стоят “Газели” на конечных остановках часами, ждут хотя бы одного пассажира... Так что уменьшить число “аварийных” машин на улицах города реально.

Но сейчас ясно одно: времена, когда хозяева маршруток будут бояться закона и заботиться о здоровье клиентов, наступят не скоро. И если уж вы рискнули оседлать “Газель”, по крайней мере, постарайтесь выбрать более-менее безопасную позицию (см. схему). И еще. В ГАИ гражданам советуют пользоваться маршрутками с “желтыми” номерами. Эти “Газели” прошли перерегистрацию, находятся под контролем ГИБДД и транспортной инспекции. А значит, есть хоть какой-то шанс добраться до дома живым.

Итоги недели: 20 погибших, 19 раненых
КРУПНЫЕ АВАРИИ С УЧАСТИЕМ МАРШРУТНЫХ ТАКСИ ЗА ПОСЛЕДНИЮ НЕДЕЛЮ.

10 июня — столкновение маршрутной “Газели” и “КамАЗа” на 60-м км Киевского шоссе в Подмосковье. 9 погибших, 8 раненых.


12 июня — столкновение маршрутной “Газели” и “БМВ” на автодороге Москва—Крым, в 20 км севернее Тулы. После ДТП “Газель” сгорела. 8 погибших, 2 раненых.


12 июня — опрокидывание маршрутной “Газели” на углу улиц Лобачевского и Коштоянца в Москве. 6 раненых.


14 июня — столкновение маршрутной “Газели” и “ВАЗ-2106” на 820-м км трассы “Кавказ” в Дагестане. 3 погибших, 3 раненых.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру