Бедный медный генерал!

До 1990 года об одном из видов продукции этого завода знали лишь те, кто здесь работал. Десятилетиями считалось, что на заводе в селе Огуднево Щелковского района выпускают металлическую сетку для нужд отечественной промышленности. Но почему оно усиленно охраняется и попасть туда можно лишь по специальным пропускам?

Ответы на вопрос следует искать в далеком 1943 году, когда по приказу Сталина в нашей армии вновь были введены погоны. Вот тогда и вспомнили о маленьком заводике в Огудневе, где якобы “выпускают сетку”, а еще до революции делали сусальное золото и ткали рясы для церквей.

Как-то ночью к дому их заводского технолога подъехал “черный воронок”, и его забрали без каких-либо объяснений. Каково же было удивление односельчан, когда через несколько дней технолог вернулся живым и здоровым.

Только спустя много лет он рассказал истинную причину своего тогдашнего исчезновения. “Черный воронок” привез его не куда-нибудь, а в Кремль. Там ему показали царские генеральские погоны и попросили сделать рисунки примерно таких же, но принципиально новых...

Вскоре в одном из цехов вновь заработала старенькая жаккардовая машина. В ту пору заказов на генеральские погоны было столько, что он не простаивал ни минуты, мастера трудились без выходных дней. За год они выпускали четыре тысячи метров золотых погон. На один метр уходило 10 граммов золота, то есть 40 килограммов в год. Технология предусматривала наличие 64 уточин в одном сантиметре. За 63 уточины директора ждала уголовная статья.

Ткали здесь и адмиральские погоны. Однако в отличие от генеральских для их изготовления использовали не золотую, а серебряную нить.

Вообще история Огудневского завода металлической сетки (так мирно он называется и по сей день) — это военная история нашей страны. Пошло вверх количество заказов на генеральские погоны — значит, жди войны. Спрос на генеральские эполеты резко поднимался во время войны в Афганистане. (Тогдашнему командарму 40-й армии Громову делали погоны именно тут.) Однако ничего подобного не произошло с началом чеченской кампании. Сказалось, что в начале 90-х годов в Российской армии начала вводиться новая полевая форма — огудневские погоны предназначены в основном для парадных генеральских мундиров.

Впрочем, и погоны у современных генералов уже не золотые. В начале 90-х годов в целях экономии драгоценных металлов мастерам приказали использовать не золотую, а латунную нить, содержащую 80 процентов меди. То же самое касается и адмиральских погон. И вышло истинно по-русски: хотели как лучше, а получилось как всегда. Латунные погоны очень быстро темнеют, зеленеют, не говоря о том, какой и вовсе неприглядный вид они приобретают, стоит генералу попасть под дождь. Мастера по этому поводу горестно вздыхают: золото сэкономили, а генералов унизили, проиграли в качестве, в эстетике.

Сейчас жаккардовая машина большую часть времени простаивает. Спрос на генеральские погоны упал до одной тысячи метров в год.

Завод тем не менее продолжает держаться на плаву за счет своей главной продукции — металлической сетки, спрос на которую устойчив.

Директор завода Николай Пантелеев рассказал мне один забавный случай. Недавно приехал к нему знакомый полковник с просьбой: мол, скоро звание генерал-майора получает — не мог ли тот по дружбе не латунные, а золотые погоны ему сделать? На что Пантелеев развел руками: золотопогонные генералы — уже история...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру