Чикатило убивал за коммунизм

В Киеве завершаются съемки нового триллера “Эвеленко”, основанного на реальной истории ростовского маньяка Андрея Чикатило. Главная звезда проекта, отъявленный психопат мирового кино Малколм Макдауэлл, сыграет в картине главную роль.

В интервью корреспонденту “МК” Макдауэлл признался, что впервые в жизни не привнес в роль маньяка Эвеленко (псевдоукраинская фамилия образована от английского evil — “зло”), чьим прототипом является Чикатило, ничего личного, потому что ни в коем случае не хочет вызвать сочувствие к своему персонажу.

Как ужасалась общественность зверствам серийного убийцы Чикатило (на чьем счету — 33 убийства): не то что читать — писать про его “подвиги” противно. Ан нет, нашлись смельчаки в итальянских селеньях, способные воскресить маньяка на киноэкране с максимальной долей достоверности. Воскрешать Чикатило будет итальянский режиссер Давид Гриеко, до сих пор ни в чем предосудительном не замеченный, и британский актер Малколм Макдауэлл, спец по душегубам. О них — наш репортаж из Киева, где и проходят съемки картины с рабочим названием “Эвеленко”.

Съемки фильма начались в Киеве, на левом берегу Днепра, 29 апреля. Вообще же планировали снимать картину под Петербургом, но из-за юбилейных торжеств съемочный процесс превратился бы в борьбу с администрацией Ленобласти. Сейчас работа подходит к концу, фильм должен быть готов в феврале—марте. Съемочный процесс, как и должно быть, проходит без эксцессов. Не считая того, что Малколм Макдауэлл оказался весельчаком и балагуром и знатоков английского языка и юмора веселит буквально до колик. При этом он немногословен и внешне до неприличия похож... на реального Чикатило. Хотя всячески отрицает сходство с этим персонажем.

— Кого же вы играете?

— Мой герой — нездоровый человек. Видимо, с ним как-то не так обращались в детские годы... Но ни в коем случае даже самые тяжелые детские травмы его преступления оправдать не смогут. Мой Эвеленко не должен вызывать никакого сочувствия, и уж тем более я не собираюсь делать из него романтического героя. Пожалуй, впервые я сталкиваюсь с персонажем, которого не хочется оправдывать. Я впервые все придумываю для этого образа, потому что ничего не хочется привносить в эту роль из своего личного опыта.

— Как-то настраиваетесь, когда, скажем, нужно сыграть сцену насилия?

— Я актер инстинктивный. И какой-то особой подготовки нет. Надеваю костюм, который должен носить мой герой, примеряю очки, которые являются важным атрибутом для этого образа, и “врастаю” в этого героя. Я отказался беседовать с психоаналитиками на предмет серийных убийц. Это не нужно. Роль нужно постичь самому — шаг за шагом. Ведь я играю не функцию, а реального человека.

— Вы определяете четкую аудиторию для своей картины?

— Мне кажется, что фильм должен стать предостережением. Но это не мои проблемы — я всего лишь делаю свое дело.

— А как вы попали в фильм?

— Давид Гриеко, режиссер картины, — мой старый друг. Я прочитал его книгу. Перед этим он рассказывал мне всю эту историю, предложив сыграть роль серийного убийцы.

— Закономерный вопрос о параллелях: вы ведь мастер играть психопатических персонажей — в “Заводном апельсине”, “Калигуле”, “Цареубийце”...

— Те роли я сыграл давно. Общее в них только то, что всех этих героев играет один человек. Все они жестокие, но совершенно разные...

Названия у картины пока два: “Эвеленко” (по имени главного персонажа и производное от английского “зло”) и “Лесополоса” — по названию операции по поимке маньяка. Съемочная группа работает тихо. Без шума и пыли. Техника — итальянская. Человеческий фактор — интернациональный, то есть звезды — заморские, массовка — местная. Журналистов на съемку не пускают. Артисты питаются раздельно. Для иноземцев кухня — итальянская. Для украинцев — борщ и вареники. Мегазвезды отдыхают в специальных вагончиках, живут в апартаментах поближе к Крещатику. Но внимание зевак привлекает не столько киношная аппаратура, сколько исполнитель главной роли. То и дело Макдауэлла хватают за руку местные малолетние специалисты по вопросам мирового кино, узнав в его лице того самого артиста из ранее полузапрещенных фильмов Брасса и Кубрика. Просят автограф или протягивают видеокассету с названием “Калигула”. Малколм с помощью переводчика изумляется: дескать, как же так, ведь кино “до 18 запрещено”...

Кстати, Макдауэлл оказался смельчаком. Во время съемок сцены избиения маньяка, схваченного доблестными ментами, актер решил отказаться от услуг дублера. Таким образом он пресек все сомнения режиссера на тему, отдавать ли звездное тело на растерзание каскадерам. Между прочим, эта сцена запомнилась и светским хроникерам. В этот день на площадке нарисовалась эффектная дама лет 40—45. “Кто бы это мог быть?” — подумали зеваки. Скорее всего жена. Одно время он жил с актрисой Мэри Стинбурген, а затем разошелся: не совпали менталитеты (она была американкой). Теперешняя зазноба (не рискуем уточнять, кто это был конкретно) прибыла на Украину накануне дня рождения Малколма: 13 июня ему исполнилось 60. А уже 14 июня парочка покинула просторы суверенной страны. Макдауэлл как раз отснялся в эпизоде “Допрос маньяка”. Эвеленко тогда пытал суровый следователь прокуратуры в исполнении Мартона Ксокаса. Он известен тем, что снялся в роли эльфа Келеборна (мужа Галадриэль) во “Властелине колец”. Мартону, кстати, в конце июня исполняется 37. Он всем доволен, кроме одного — милицейской формы: “Мне не нравится форма. Конечно, когда я надеваю униформу, это настраивает меня определенным образом, она во многом определяет не только манеры человека, но и ход его мысли”.

Гриеко планирует показать свое кино на Берлинском или Каннском фестивалях. Правда, сам он это объясняет не амбициями, а благим желанием привлечь внимание общественности к проблеме насилия, и не только в России. Режиссер Давид Гриеко — в прошлом журналист. Когда-то ему довелось побывать на слушании дела Чикатило, он написал книгу об этом процессе и вообще очень увлекся темой. Но вопреки досужим домыслам, подходит к личности маньяка с философской точки зрения. Он считает, что Чикатило — жертва эпохи: “Он убежденный коммунист, и когда он осознает, что система рушится, все его скрытое внутреннее сумасшествие выплескивается, он начинает убивать молодых людей. То, что главный герой сходит с ума именно тогда, когда рушится коммунизм, не случайно. Единственной реальностью Советского Союза был коммунизм. С одной стороны, фильм — это история драмы одного человека, экстремальной драмы. Но одновременно это и трагедия миллионов советских людей. По сценарию Эвеленко убивает молодых людей — таким образом он “убивает” будущее, потому что уверен: без коммунизма будущее невозможно”. Впрочем, картина еще не готова, и пока непонятно, что из этой “философии” получится. Что ж, поживем — увидим.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру