Москва рублям не верит

Турист в крупном европейском или американском мегаполисе тратит в среднем в день не меньше 335 долларов. Этой суммы должно быть достаточно, чтобы оплатить одноместный номер в отеле 4 звезды, дважды поесть в не очень дорогом ресторане, купить утренний кофе, прохладительный напиток днем и две газеты (местную и международную). Транспорт, сувениры, развлечения сюда не входят — у всех запросы разные.

Тюрьма в советские времена. Сидят двое и разговаривают:

— Ты чем занимаешься?

— Да сантехник я.

— А как в “политические” попал, за что 15 лет дали?

— Ну вызвали меня “туда” починить унитаз. Я все осмотрел и говорю: “Да здесь всю систему менять надо”.

Россия снова впереди планеты всей.

Вернее, только наша столица. Москва уже второй год основательно “застолбила” себе второе место в мире и первое в Европе по дороговизне жизни. Круче нас только Токио. Теперь еще и Санкт-Петербург стал потихоньку приближаться к “призерам” и уже “влип” в пятерку европейских лидеров.

Приятно, конечно, быть самым-самым. Но, увы, не в этом случае.

По результатам ежегодного исследования компании Mercer Human Resource Consulting, которое “МК” уже цитировал во вчерашнем номере, пятерка европейских “лидеров” выглядит следующим образом: Москва, Женева, Лондон, Цюрих, Санкт-Петербург и Осло. В мировом же рейтинге на третьем месте после Токио и Москвы оказался японский город Осака, за ним — Гонконг и Пекин. Мировую десятку замыкает Нью-Йорк. Именно его показатели (а он у американцев традиционно считается самым дорогим городом) были взяты исследователями за точку отсчета. И в итоге получилось, что Москва аж на 14 процентов дороже деловой столицы Америки.

Самыми дешевыми из благополучных стран оказались Новая Зеландия и Австралия. А замыкает список парагвайский город Асунсьон. Здесь жизнь в 3,5 раза дешевле, чем в Токио.

Как получились эти рейтинги? Очень просто: специалисты сопоставили цены 200 типичных товаров и услуг (еда, одежда, предметы быта, аренда жилья и офисов, транспорт и развлечения) в 144 мегаполисах по всему миру. Причем расчеты велись с точки зрения командированного в страну работника крупной корпорации. Естественно, он не будет ходить по оптовым магазинам и развалам, пользоваться трамваями и троллейбусами, жить в съемной комнатушке с видом на помойку, одеваться на барахолке и обедать в забегаловке около метро. Любая уважающая себя фирма обеспечит собственному сотруднику такие условия жизни на чужбине, чтобы он не отвлекался от выполнения непосредственных обязанностей на бытовуху. В общем, речь идет о людях обеспеченных, но умеющих считать деньги.

А считать в Москве их действительно приходится. Привезенные с собой доллары и евро просто тают на глазах. Одна только аренда офиса в столице влетит в такую копеечку, что потянуть эти расходы смогут только очень богатые корпорации. Крупных офисных центров с относительно недорогой арендой площадей у нас, как известно, до сих пор не появилось. Поэтому бизнесменам приходится довольствоваться небольшими помещениями за баснословные деньги. К примеру, один квадратный метр в офисе в районе Смоленки стоит порядка 700 евро в год. То есть небольшая контора на 50 “квадратов” в месяц обходится в три тысячи долларов. В то время как за такой же офис в Нью-Йорке арендаторы платят на тысячу меньше — из расчета в среднем 500 долларов за метр. Между прочим, в районе Манхэттена сейчас можно отыскать офис и за более низкую цену — после терактов стоимость аренды служебных помещений в небоскребах существенно упала.

Переночевать в столице — тоже дорогое удовольствие. Здесь почти нет трех- и четырехзвездочных отелей — сплошные “паласы”, “мариотты” и тому подобные элитные гостиницы. Не самый шикарный номер, одноместный люкс-стандарт, обойдется его обитателю как минимум в 200—350 долларов в сутки. Для сравнения: в европейской столице Брюсселе одноместный люкс стоит 150—200 евро. Альтернатива, конечно, есть. Можно скрепя сердце поселиться в “клоповнике” за 30 долларов в сутки. Но комфорт и спокойствие в этом “пристанище” никто гарантировать не берется.

При желании можно снять квартирку в центре — далеко не люкс, с совковыми удобствами — минимум за 700 долларов в месяц. Но это — для мелких клерков. Что-то приличное начинается с 2—3 тысяч долларов, а высококлассная жилплощадь предлагается в аренду тысяч за восемь—десять. Покупка же жилья обойдется как минимум в 100—150 тысяч “зеленых”. Но придется еще выложить деньги на ремонт и обустройство.

Похожая ситуация и с ресторанами. Рядовой ужин без изысков в не самом пафосном месте обойдется долларов 50 на человека. А вина в московских ресторанах — в пять—десять раз дороже, чем в Европе. Или — добро пожаловать на шашлык к азербайджанцам, но там не только отравить могут, но и порезать по случаю. Конечно, можно готовить самим. Но далеко не факт, что на домашнем “самодельном” ужине удастся много сэкономить. В пределах Садового кольца уже не осталось ни одного магазина с недорогими продуктами. А поскольку командированные в спальных районах не живут, то и отовариваться им приходится в дорогих супермаркетах в центре города, а не в продуктовых лавках или рынках на отшибе. В крупных торговых центрах вынуждены они покупать и одежду. Но в российских бутиках те же европейские и американские марки стоят как минимум в два-три раза дороже.

Транспортные расходы вообще предугадать невозможно. Сколько с тебя стрясет таксист, никогда неизвестно. Наметанным глазом они в секунду оценивают состояние клиента и его знание местности. Исходя из этих критериев и загибают цену. А настоящих такси почти нет.

Индустрия столичных развлечений и вовсе ориентирована на толстенные кошельки. Куда может пойти отдохнуть командированный? В казино, боулинг, ночной клуб, где оставит целое состояние. Да и секс-услуги у нас тоже не такие уж дешевые. Жрицы любви, как те же таксисты, пытаются назначить цену в зависимости от платежеспособности клиента.

В общем, золотой середины у нас нет. По уровню цен мы уже давно догнали и обогнали Европу. Так уж повелось, что наша экономика ориентирована на богатых и очень богатых людей. Российский бизнес не привык собирать прибыли по крохам. А посему ему гораздо выгоднее выстроить пафосный ресторан или гостиницу с беспредельными ценами и стричь с них купоны, нежели рассчитывать на низкие, но постоянные проценты от клиентов среднего класса. Тем более что приезжающие иностранцы, как это показывает практика, готовы тратить большие деньги. Ну а на местных жителей, за исключением группки богатеев, уже давно надежды нет.

Такая вот у нас перекошенная экономика. В России всем заправляют — и это уже известный факт — нефтяники и металлурги, то есть пресловутый сырьевой сектор. Он и устанавливает правила игры. В том числе и на законодательном уровне. Монополии диктуют государственную политику. По их лекалам кроится налоговая система, по их установкам строятся и живут все остальные сегменты рынка. В законе у нас только олигархи. Все остальные — обслуживающий персонал. И сколько бы правительство ни заявляло о том, что доходы населения растут опережающими темпами, а экономика стабилизировалась, очевидно одно: индексация пенсий и повышение зарплат едва покрывают инфляцию. Да и, если честно, не будь в последние годы таких высоких цен на нефть, “положительные тенденции”, о которых любят говорить наши чиновники, в России вряд ли наблюдались бы.

Еще Збигнев Бжезинский — акула внешней политики Вашингтона — говорил, что для процветания России при действующей системе в стране должно жить не более 50 миллионов человек. То есть почти в три раза меньше, чем сегодня. А если вычленить “балласт” — детей и стариков, которые не представляют для нашего государства особого интереса, то получится, что России нужны 20—30 миллионов человек, не более. Тогда мы и по уровню доходов будем в Европе. Если перенести эти цифры на Москву, то в столице должно обитать порядка полутора миллионов человек. Как раз те 10 процентов населения, которые считаются у нас обеспеченными, плюс к ним — приезжие туристы и бизнесмены. К этому все и идет — один миллион живет, остальные — выживают. Вполне латиноамериканский вариант: два центральных города, пышущих здоровьем и кричащих фасадной роскошью, а остальное — трущобы и нищета. И чем выше в рейтингах будут подниматься Москва и Санкт-Петербург, тем дальше в болото будет засасывать глубинку.


Привлекательность городов для постоянной жизни рассчитывается совсем по другим критериям. Здесь важное место занимает политическая и экономическая стабильность, уровень здравоохранения, обеспеченность жильем, преступность, работа транспорта и магазинов, наличие мест для отдыха на любой вкус. Первый в рейтинге благополучных и созданных для нормальной жизни городов — Цюрих. На втором месте — Ванкувер и Вена. Популярностью также пользуются Хельсинки, Амстердам и Осло. Париж лишь на 33-м месте, Лондон — на 40-м, а Нью-Йорк — на 41-м. Санкт-Петербург и Москва — на 71-м месте. А самый неподходящий для постоянного обитания город — столица Конго Браззавиль. В принципе позиция достижимая. Во всяком случае, до Браззавиля нам ближе, чем до Цюриха. Одно слово — Россия.



Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру