“Cтарухи” взорвали “Kинотавр”

Вчера вечером в Сочи награждали победителей “Кинотавра” — XIV Открытого Российского кинофестиваля. А накануне в сочинском воздухе, том, что над гостиницей “Жемчужина”, где все эти две недели била ключом фестивальная жизнь, летали такие разряды и молнии, что спичку не зажги. Жюри прозаседало всю ночь — перед ним стояла невероятно тяжелая задача. В конкурсе соревновались фильмы классиков нашего кино — Абдрашитова, Рязанова, Мельникова. Но в кулуарах все больше говорили о дебютной работе Геннадия Сидорова “Старухи”. Многие называли ее настоящей сенсацией и прочили победу.

— Жюри разошлось в полчетвертого ночи, — сказал в своем эксклюзивном интервью “МК” накануне церемонии закрытия фестиваля президент Группы компаний “Кинотавр” Марк Рудинштейн, — мне позвонили, но я даже не спросил результат.

— Почему?! Неужели вам не интересно было это узнать?

— Нет. Потому что в этом году ситуация с конкурсными фильмами сложилась очень непростая, и любое решение жюри можно считать объективным, — загадочно засмеялся Марк Григорьевич. — А я бы раздал призы так: “Золотая роза” — фильму Виталия Мельникова “Бедный, бедный Павел”; Гран-при — картине Геннадия Сидорова “Старухи”; за лучший дебют — тоже фильму “Старухи”. С мужской ролью мне сложно определиться между Виктором Сухоруковым и Олегом Янковским (“Бедный, бедный Павел”), а лучшая женская роль, на мой взгляд, оказалась во внеконкурсной ленте “Трио” Александра Прошкина — мне очень понравилась там игра дебютантки Марии Звонаревой. За музыку — Андрею Петрову (“Ключ от спальни” Эльдара Рязанова).

Рудинштейн долго не раскалывался — он даже ничего не сказал человеку из своей команды, который должен изготавливать призы, заявив: “Ничего, раздадим одни статуэтки. Дипломы выпишите позже”. Однако “МК”, как информационному спонсору фестиваля, он выдал по большому секрету несколько сенсационных фестивальных тайн. Теперь внимание, сенсация! — главный приз фестиваля “Золотая роза” достался картине Геннадия Сидорова “Старухи”. “Приз за мужскую роль не получат ни Янковский, ни Сухоруков”, — заинтриговал Рудинштейн. Ну а приз президентского совета с формулировкой “Королю комедийного российского кино” достанется Эльдару Рязанову за фильм “Ключ от спальни”. Кроме того, только что учрежденный орден под названием “Кинотавр”, который отныне будет вручаться каждый год с формулировкой “кинематографическое событие” (здесь могут оказаться как мэтры, так и дебютанты, а финансовая часть приза — 1000 долларов и пожизненная стипендия 1500 рублей ежемесячно) получат Виталий Мельников, Владимир Мотыль и Александр Абдулов (последний получит свой орден уже в Москве). Также на момент подписания номера в печать “МК” стало известно еще о двух призах вечерней церемонии закрытия XIV Открытого Российского кинофестиваля. ФИПРЕССИ и Гильдия киноведов и кинокритиков СКРФ, не сговариваясь, решили отметить картину Геннадия Сидорова “Старухи”. Это редчайший случай в мировой фестивальной практике, когда мнения кинокритиков и жюри полностью совпало.

Что же касается вердикта X Международного кинофестиваля в Сочи, который, как известно, проходил там же, в те же дни, то наше издание узнало его заранее. Итак, специальное упоминание жюри — Натали Бьорк (“Все любят Алису”, Швеция); лучшая женская роль — звезда скандинавского кино, которая даже приехала в Сочи, Лена Эндре; лучшая мужская роль — Хенрик Голембьевский (“Эди”, Польша); спецприз жюри — “Прекрасные мертвые девчонки” (Хорватия) и “Знать правду” (Дания); Гран-при — “Икота” (Венгрия).

И напоследок нельзя не сказать о фильме, который завершал русскую конкурсную программу. Это картина Натальи Пьянковой “Марш славянки”. Ощущения от ее просмотра можно сравнить с чувствами, которые испытываешь, читая Людмилу Петрушевскую. Такая абсолютно женская картина — когда женщина на грани нервного срыва. И по силе своей пронзительной сути она, конечно, самая яркая на фестивале. Сюжет прост: молодая мать (Марина Яковлева), отправив на войну сына (потрясающая актерская работа Олега Хусаинова), полгода не получает от него никаких вестей. И вдруг ночной звонок: “Мама, я не в армии, я живу у хороших людей, у меня все хорошо, не ищи меня!” И кладет трубку. Мать, конечно, тут же собирает вещи и покупает билет на южное направление. По дороге она отстает от поезда и начинает встречать странных людей, которые в конце концов приведут ее в дом, где спит с жутким шрамом на лбу в форме креста ее сын. И хозяйка дома, ее ровесница, влюблена в подобранного ею полуживым бежавшего из чеченского плена солдатика. Сразу после просмотра, когда отзвучали аплодисменты, Наталья Пьянкова, для которой это — третья картина (до того: “С новым годом, Москва!”, “Странное время”), дала “МК” интервью:

— Наташа, почему война, почему Кавказ?

— Потому что война у нас бесконечная, она идет везде, и в Москве в том числе. Мы просто попытались попасть в ее эпицентр — привезти туда артистов, чтобы они в горах пожили целый месяц и пропитались именно той, кавказской, атмосферой. Там снималось очень много местного народа, и музыкальная партитура фильма подчеркнуто оттуда. Когда меня упрекают, что в картине про войну нет войны, я возражаю: она есть. Мы слышали ее звуки — грохот бэтээров, мы жили в этом. А молодые ребята там — они все либо на войне, либо бандиты, либо в наркотическом бреду — и все это война. И когда мальчики воюют, мамы плачут.

— В главной роли чудом сбежавшего из плена солдата ваш сын, вам не страшно его было снимать в такой роли?

— Нет, потому что я абсолютно в нем уверена и потому что он отчаянный — такой же отчаянный, как и я. Ему просто надо было это сыграть и ощутить, чтобы он понял, что с нами происходит. Потому что, когда я плачу от его поступков, это одно, а когда он видел, как на съемочной площадке из-за него плачут чужие, но родные ему по роли женщины, я думаю, он на многое взглянул иначе. И фильм — это и мой разговор с сыном. Я к тому же выбрала артисток, у которых такие же, ровесники моему, сыновья, и я дала им возможность выплакаться, высказаться.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру