Когда финансы поют: Pоманцев...

Футбольная жизнь такова, что реальные хозяева того или иного клуба редко светятся на людях. Не афишируют себя и акционеры. Лишь изредка, как это произошло два года назад с ЦСКА или не так давно с “Торпедо-ЗИЛ”, сам факт продажи команды становится достоянием общественности. Как правило же, болельщики вынуждены кормиться слухами и редкими скупыми информационными сообщениями. “Спартак” в ряду таких клубов не исключение.

ервый независимый футбольный клуб “Спартак” появился в 1989 году, когда вся страна вставала на путь хозрасчета. Правда, сначала это был футбольно-хоккейный клуб. Но он просуществовал недолго. А чуть позже был создан клуб чисто футбольный. Первым президентом стал Юрий Шляпин, до этого бывший руководителем МГС “Спартак”.

А первый гром в жизни профессионального клуба грянул в июле 1993 года, когда Шляпин был уволен, а президентом стал Олег Иванович Романцев. Тогда же появилось акционерное общество. Акционерами клуба в том числе стали и спартаковские звезды тех лет: Пятницкий, Ледяхов, Карпин… Позднее их просто забыли, если не сказать “кинули”. Юридическая структура клуба, его организационная форма, как и реальные владельцы, не раз менялись. В какой-то момент даже выяснилось, что юридически на протяжении нескольких лет существовали сразу два “Спартака”. Первый — региональная общественная организация, являвшаяся членом РФС и игравшая в еврокубках. Второй — акционерное общество, игравшее в чемпионате России. Хотя болельщикам, безусловно, до всего этого дела было мало. Главное, что была хорошая команда, футболисты, которые добивались многих побед.

Реальными акционерами “Спартака” на тот момент являлись президент клуба Олег Романцев и генеральный директор Лариса Нечаева, которая была убита 15 июня 1997 года.

После убийства Нечаевой ее место в клубе занял Юрий Заварзин, которого привел Григорий Есауленко, занимавший долгое время пост вице-президента. А в конце 1999 года состоялось очередное переакционирование клуба: было создано ОАО “Спартак-Москва”. Владельцем 100 процентов акций стало ЗАО “Спартак-Холдинг”. Подобная цепочка всегда создается, чтобы скрыть реальных владельцев. Позже стало известно, что реально акции “Спартака” распределились следующим образом: 30% — Олег Романцев, 30% — его сын Вадим, 20% — Юрий Заварзин, 20% — Григорий Есауленко.

После убийства Нечаевой и прихода в клуб Заварзина Олег Романцев реально отошел от финансовых дел в “Спартаке”. И, хотя и обладал правом подписи, как показало “дело Аленичева”, нередко передоверял его и Заварзину, и Есауленко.

Юрий Заварзин и Андрей Червиченко были знакомы до прихода последнего в “Спартак”, и именно через цепочку Заварзин—Червиченко “Спартак” получил контракт с “Лукойлом”, который, кстати, первоначально должен был быть подписан с ЦСКА. Новый генеральный спонсор появился у команды перед началом сезона-2000. А Андрей Владимирович стал работать в клубе в должности вице-президента в июле того же года.

В марте 2001 года состоялась знаменитая встреча в спартаковском ресторане на Земляном Валу. Толчком к ней послужило решение УЕФА в течение ближайших лет провести лицензирование всех клубов Европы с приведением их оргструктур к общему знаменателю. О чем говорили присутствующие, остается только догадываться, но на следующий день Заварзин приехал в офис клуба, забрал свои вещи и больше там не появлялся. Поговаривали, что Заварзин и Червиченко не сошлись в путях переакционирования клуба, Романцев же не стал поддерживать Юрия Владимировича.

Опять же остается только догадываться о механизмах перехода власти двухлетней давности, но каким-то волшебным образом хозяева у “Спартака” оказались совсем другими. Если говорить официальным языком, то в число акционеров вошли: ЗАО “Спартак-Холдинг” (учредители: Романцев О.И., Романцев В.О., Есауленко Г.В., Заварзин Ю.В.), ООО “ДЮФФ-спорт-сервис” (учредитель ООО “ДЮФФ”, руководитель — Бикулов Петр Равильевич), ЗАО “Реакарт” (учредители: Сафин Р.Р. — 50%, Червиченко А.В. — 50%), ЗАО “Аландро” (учредители: Кучинскас Р.Ю., Червиченко А.В., Беспутин А.Б.). Учредителями ООО “ДЮФФ” являются: компания “DUFF INTERNATIONAL, LTD.” — 50% и А.В.Червиченко — 50%. “ДЮФФ-Спорт-Сервис” был преобразован в ЗАО “Универсал-спорт-сервис” (учредители: ЗАО “Спартак-Холдинг” — 80%, Червиченко А.В. — 20%).

Если перевести все эти хитросплетения на русский язык, то, пользуясь слухами, можно сказать, что владельцами контрольного пакета стали Андрей Червиченко и лукойловец, а ныне сенатор от Алтая Ралиф Сафин, а часть акций осталась у Романцева, Есауленко и Заварзина. В мае 2002 года Червиченко стал президентом ФК “Спартак”.

Стабильность сохранялась около полутора лет. Ну а кто сегодня реально является владельцем клуба — вообще сказать невозможно. Владеющие информацией источники уверяют, что в последние месяцы произошло перераспределение акций, что Сафин от своих избавился, а Червиченко докупил их до контрольного пакета, что вместо Сафина появился другой крупный акционер, пока не желающий себя афишировать, что тот же Червиченко представляет не себя, а интересы совсем других людей, что “Спартак” полностью купил “Лукойл”...

Но все это — лишь домыслы, догадки, версии. Как обстоит дело на самом деле — знают единицы. Знают и молчат.

“ПРИДЕТ ВРЕМЯ, И Я ВСЕ СКАЖУ. В “МК”
Романцев утверждает, что в словах Червиченко нет ни слова правды

Вчера в одной из спортивных газет появилось интервью президента “Спартака” Андрея Червиченко, в котором он фактически объявил, что отставка Романцева с поста главного тренера — дело на 99 процентов решенное.

Прочитав это, корреспондент “МК” набрал номер мобильного телефона Олега Ивановича и попросил дать комментарий.

— Комментировать бред я не хочу, — с ходу заявил Романцев. — Сейчас для меня главное — игра с “Сатурном”. Игроки не виноваты в том, что творится в клубе. Они должны подготовиться к матчу и сыграть на победу...

Пока же могу сказать одно: в словах господина Червиченко нет ни слова правды. Ни од-но-го! У меня есть десятки свидетелей, готовых подтвердить это.

Что же касается моей так называемой отставки, то я не вижу предмета для разговора. Официально о ней никто со мной не говорил. Вот когда будет об этом объявлено не через газеты, а в личном порядке, когда состоится, как в цивилизованном обществе, беседа с президентом клуба (чего я давным-давно добиваюсь), тогда я и отвечу на все вопросы. И расскажу, почему вся эта ситуация вообще возникла. Причем не голословно, а опираясь на конкретные факты.

Обещаю, что первым делом дам эксклюзивное интервью вашей газете.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру